Депутаты предлагают приравнять к использованию нацистской символики демонстрирование лиц тех, кто был осужден трибуналами во время и после Второй мировой войны.
17 февраля 2021 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, предполагающий внесение изменений в федеральные законы «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и «О противодействии экстремистской деятельности». Он был внесен в Думу в ноябре 2020 года группой депутатов Госдумы во главе с Еленой Ямпольской вместе с проектом поправок к ст. 20.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Законопроект предполагает внесение изменений в федеральные законы «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии с предлагаемыми поправками, предлагается указать в качестве запрещенного и относящегося к экстремистской деятельности такое действие, как «публичное демонстрирование изображений лиц, признанных виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны«.
При этом вывести из-под действия этого запрета предлагается, по аналогии с использованием нацистской символики, те случаи, когда формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма.
Законопроект, вносящий аналогичную правку в ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики) и примечание к этой статье, Думой пока не рассмотрен. Примечательно, что он был внесен с отрицательным отзывом правительства России. По мнению правительства, установлению ответственности должно предшествовать закрепление соответствующей нормы в федеральном законодательстве. Кроме того, депутаты указали, что принятие законопроекта не повлечет дополнительных бюджетных расходов, но в правительстве заметили, что оно может привести к росту нагрузки должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, необходимости увеличения их штата и, соответственно, дополнительным расходам.
Мы полагаем, что задача правового противодействия распространению нацистской идеологии в принципе может быть реализована в том числе и посредством запрета на использование портретов, которые воспринимались и могут быть восприняты в наши дни в качестве атрибута нацизма или средства нацистской агитации. Однако предлагаемые депутатами формулировки, с нашей точки зрения, неспособны выполнить эту задачу. С одной стороны, такие нацистские лидеры, как Гитлер, Гиммлер и Геббельс, вообще не были осуждены Нюрнбергским трибуналом, поскольку к его началу уже были мертвы, и потому новый запрет на их портреты не распространится. С другой стороны, лица большого числа военных преступников, осужденных в 1939–1945 гг., не только никогда не использовались для пропаганды нацизма, но и неизвестны широкой общественности. Таким образом, запрет на демонстрирование их фотографий внесет дополнительную непредсказуемость в правоприменение.
Кроме того, предлагаемые нововведения унаследуют все недостатки существующего правового регулирования демонстрирования нацистской символики. Практика показывает, что введенные в законодательство в 2020 году условия использования такой символики не исключают случаев преследования граждан и организаций за ее демонстрирование без целей пропаганды нацизма, в том числе в качестве средства политической полемики и в юмористических образах. Эта проблема коснется и запрета на демонстрирование изображений лиц военных преступников.