Организатор круглого стола — Благотворительный фонд поддержки социально-общественных проектов и гуманитарных инициатив «Сила Возрождения».
В ходе панельной дискуссии эксперты обсудили уникальную структуру и организацию текста Корана с точки зрения передачи глубокой духовной сути и учения, раскрыли искусство слова Корана для размышления, изучения и погружения в его содержание с целью достижения понимания глубоких истин мироустройства, а так же показали влияние Корана на литературу и искусство в мировом масштабе.
Участниками мероприятия стали: общественный деятель, меценат, психолог, куратор Благотворительного фонда «Сила Возрождения» Богдан Дерябин; президент Благотворительного фонда «Сила Возрождения», общественный деятель, автор проекта «Русская культура. Возрождения», Юлия Желвакова; военный переводчик, аналитик Самер Суэйфан; руководитель Департамента культуры Духовного управления мусульман РФ Ренат Абянов; глава Карельского мухтасибата, глава исламского культурного центра г. Петрозаводска Шейх Абдуль-Азиз; заместитель руководителя Департамента культуры Духовного управления мусульман РФ, сооснователь и член Правления Ассоциации женского сотрудничества при Совете муфтиев России Гузель Мубинова; социолог, политолог, президент Фонда защиты национальных ценностей Максим Шугалей. Модератором круглого стола выступила общественный деятель, руководитель социальных проектов Мария Кокунова.
Круглый стол открыл Богдан Дерябин. Он процитировал отрывки из научно-популярной статьи «Коран — литературное чудо, а это значит он божественен. Но так ли это?» и предложил собравшимся поразмышлять на эту тему.
Максим Шугалей поделился воспоминаниями о своем пребывании в ливанском плену. В камере, где одновременно находилось 50 человек была только одна книга Коран. И это был единственный источник, к которому люди могли обратится за помощью.
Тему продолжил военный переводчик Самер Суэйфан, который тоже оказался в ливанском плену, провел в нем год и восемь месяцев, читал Коран сокамерникам, ежедневно 5 раз в день совершал намаз. «В Коране нет ни одной грамматической и орфографической ошибки, во всей арабской литературе нет такого высокого уровня произведения. Коран регулирует не только общественную, но и личную жизнь. Законы, описываемые в Коране, считаются справедливыми. Даже отношения между мужчинами и женщинами регулируются Кораном и являются справедливыми. Например, при разводе женщине полагается меньше, но это объясняется в Коране, поэтому этого достаточно, чтобы быть правильным».
Ренат Абянов выступил с докладом на тему поэзии Корана. Он напомнил, что по своей структуре Священный Коран представляет из себя рифмованную, ритмизированную прозу (садж) и о том, что в Священном Коране имеется ряд аятов, разделяющих божественную речь от речи поэтов-прорицателей. Русские классики также были очарованы Кораном. Так, Александр Сергеевич Пушкин писал: «Многие нравственные истины изложены в Коране, сильным и поэтическим образом». Писатель Иван Бунин был очарован Кораном и написал около тридцати стихотворений, навеянных его сюжетами и образами.
Шейх Абдуль-Азиз провел экскурс в многогранную пользу Корана для различных сфер, таких как география, политика, экономика. Напомнил, что в Коране, который был написал более тысячи лет назад, описываются научные открытия, которые стали достоянием человечества только недавно.
Гузель Мубинова рассказала о просветительской деятельности духовного управления мусульман РФ под председательством Шейх Равиля Гайнутдина. Она рассказала о проектах департамента культуры, в частности о московском международном конкурсе чтецов Корана, который проводится более 20-ти лет, в нем приняли участие 450 человек из более 50-ти стран мира.
Подводя итоги дискуссии, Юлия Желвакова отметила, что будущее сильной России в ее многонациональности и целостности, недаром Петр I повелел перевести Коран на русский язык. В контексте своей восточной политики он предпринял целую серию мероприятий, положивших начало систематическому изучения мусульманского Востока, которую надо продолжать и в наши дни.
Круглый стол «Коран – как литературное чудо. Часть 2» состоится 7 февраля 2024 года в Московской соборной мечети (Конференц-зал).