Спасайтесь, кто как может

11 августа 2017
Общество

Анастасия Миронова о том, почему россияне обратились ко всем богам сразу

Мощи Николая Чудотворца после долгого путешествия наконец покинули нашу страну богоносцев. За время пребывания ребра святого в России к нему приложились свыше 2,5 миллиона человек. В Петербурге в последние дни перед возвращением мощей на родину в районе Александро-Невской лавры была страшная давка, образовались пробки.

Еще со времен стояний к поясу Богородицы утвердилась в общественной мысли идея о всплеске в России религиозности. Одни сообщали об этом торжествующе, другие — с горечью. Не согласна ни с теми, ни с другими.

В России нет всплеска религиозности, нет духовного ренессанса, а есть сильное желание снискать благодать. Это традиционный симптом любого сложного времени.

Когда людям не на что надеяться, когда жизнь стабильно беспросветна и меняются лишь цены, когда социальные лифты стоят, а общественные институты рушатся, человек ищет укрытия в религии. В такие периоды людям от бога нужны две услуги: спрятать от невзгод и выдать благодать. К богу приходят с утилитарными задачами. Отношения с церковью строятся на эскапизме и гедонизме.

Свойство человеческой натуры в самые сложные минуты обращаться к богу заметили давно. Еще в Междуречье каждый новый правитель, как только начинались войны и голод, не хлеб людям раздавал, а организовывал огромные жертвоприношения. В Риме во времена гвардейских переворотов, если народ уже совсем уставал от чехарды с императорами и набегов германцев, очередной правитель устраивал религиозные празднества. Между прочим, Сталин, открывая в войну храмы, следовал примеру древнеримских императоров.

Так и у нас. Социологи, политологи, эксперты от разных гуманитарных наук сильно ошибаются, считая подъем религиозности в России самоцелью ряда действий власти.

Власть не сеет религиозность в народе — она удовлетворяет спрос.

Уход людей в религию и всемерная им в этом государственная помощь начались активно с 2010-х годов, когда все остальные черты и тренды власти были уже обозначены и сформированы: выстроилась вертикаль власти, восторжествовала коррупция, пошли серьезные репрессивные законы, начались политические дела, появились массово политзэки и умерла какая-либо надежда на лучшее. Именно когда люди все это увидели, они захотели религии. И религию им дали. Потому что больше дать нечего.

В советское время ровно по этой же причине народ спивался. Уверена, что СССР просуществовал бы и по сию пору, не запрети большевики церковь — люди знали бы, где искать отдохновения. Но церкви не было, поэтому для спасения души советский человек пил денатурат.

И сегодня церковь спасает от нехорошего миллионы отчаявшихся. Сегодняшнее возрождение религиозности — это бегство от безнадеги.

Я очень люблю православную архитектуру и культуру, много езжу по старым русским монастырям, вижу паломников. За последние, скажем так, пять-шесть лет портрет среднего паломника очень изменился.

Если раньше по святым местам ездили очевидно воцерковленные люди, то сегодня это в основном новообращенные. Или люди слабо верующие.

Недавно была на Соловках — там очень много паломников. Редкие из них — из числа ортодоксальных православных. В основном это достаточно успешные и современные люди. Нормальная поездка на Соловки стоит около 30 тысяч и отнимает минимум четыре дня. Люди выкраивают эти четыре дня из своего единственного в году отпуска, садятся на поезд, потом — на катер. Два часа плывут по Белому морю, два дня кормят на острове комаров. Зачем они так себя изнуряют, если не принадлежат к церковной культуре и об истории монастыря знают мало?

Они едут за чудом. Попросить святых Зосиму и Савватия помочь найти другую работу. Пожаловаться на злого начальника и нажитые болезни. Помолиться о поступлении сына в университет.

Почему им? А больше некому. Куда пойдет простой человек, обыватель, хоть и с тридцатью лишними тысячами, если сильно заболеет или столкнется с несправедливостью? В поликлиники? Там очереди. В суд? Не смешите…

Также и на службы ходят за чудом. На Пасху, Рождество, Троицу в храмах давки. Неслучайно всплеск в России православия прежде всего проявляется в популярности ритуальных атрибутов: пасхальные куличи, крашеные яйца, кольца «спаси и сохрани». Люди уверовали в чудодейственность обрядов.

Они хотят простых и понятных правил: я пеку и освящаю кулич — вы мне на работе повышаете оклад. Я выпиваю пять литров святой воды — вы мне талончик к невропатологу на этот месяц.

К поясу Богородицы и мощам Николая Чудотворца стоят от безысходности. Потому что нет человеку сегодня надежды. Нет отчетливого горизонта будущего. И нет отдохновения.

В религию, как в стакан с валерьянкой, уходят самые разные люди. Очень много религиозной молодежи. И ведь не только в православие уходят. Не только в христианство. Посмотрите, сколько появилось молодых мусульман. На трансляциях из мечетей видно молодых славян. В провинцию они пока не пришли, а в мегаполисах их очень много. Я вижу молодые мусульманские семьи в кафе, в поликлиниках, в ресторанах. Русские мусульманские семьи.

В ислам уходит сегодня тот тип молодежи, который можно отнести к последнему поколению new age. Еще несколько лет назад они в поисках духовных практик штурмовали ашрамы Индии, медитировали на Гоа и покупали маш в кришнаитских магазинах. Но с падением рубля и Индия, и маш стали недоступны — люди, помыкавшись немного по психологическим тренингам (и у ашрамов, и у тренеров личностного успеха одна и та же аудитория), нашли доступную замену — ислам. Ашрамы с босыми йогами где-то далеко, а ислам — вот он, рядом.

Уходят люди и в нетрадиционные верования. Всплеск национализма породил интерес к славянским божествам. Сколько людей молятся сегодня богу Роду и копят на родовое поместье? Славянофильское течение в наши дни крайне сильно. И это — тоже эскапизм. Тоже уход от реальности.

А сколько появилось сект? Они и раньше были, но в последние годы уровень экзальтации и градус невероятности исповедуемых сектантами идей подскочили, отчего многие секты полопались со скандалом. Раньше народ массово шел в «Свидетели Иеговы» или пятидесятники, то есть в организации, имевшие хоть какой-то здравый смысл. А сегодня для привлечения человека секте не нужно искать смысла — спрос на религию бешеный. На любую.

И дальше будет больше. И храмы будут строить. И мощи возить, и молельни с исповедальнями передвижные откроют. Всех религий, всех конфессий.

Властям дать людям укрытие от проблем дешевле, чем решить сами проблемы. И гораздо выгоднее водки, ведь верующие трезвы и работящи. И деньги сами несут в храмы. Затрат на копейки — выгоды для экономики неоценимы.

Как только россияне провертят в поясах еще пару дырочек, власть отпустит религиозный вопрос на самотек. Будут у нас процветать и традиционные церкви, и ее безобидные отпочкования. И сумасшедшие секты вроде полигамного фитнес-гуру, недавно пойманного на создании с сектантками порнографии. Власти исходят из простого и понятного принципа «Спасайтесь, кто как может».

Вот народ и спасается. Как может.

Анастасия Миронова
Журналист

Общество

Вечер в русском народном стиле. Лана Демидова и Вика Чертина представили новую песню

Лана Демидова и Вика Чертина 24 апреля представили свою новую совместную песню «Русская банька». Специально…

Здоровье

Новое исследование показало, что все чаще за лечением выпадения волос обращаются молодые люди, число женщин среди них растет 

Согласно результатам нового опроса членов общества, проведенного International Society of Hair Restoration Surgery (Международным обществом…

Общество

Акция «Московская музейная неделя» пройдет в столице с 12 по 18 мая

Одна из центральных тем — 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Посвященные ей экспозиции можно увидеть в Музее космонавтики, музее-панораме…