И тюрьмы у нас не без высокой культуры. Зря злословить не будем. Кому посчастливилось побывать в музее Бутырки, а есть в ней такое культурное (культовое) заведение, тот не мог не удивиться, увидев в этом знаменитом пенитенциарном учреждении громадный портрет Владимира Владимировича Маяковского. Дело в том, что величайший мастер русского авангарда имел честь, пусть и немного, но, всё-таки в качестве заключённого здесь пожить. Авангардисты, вообще как-то не очень любезно воспринимаются как властями, так и в целом обществом. В отдельные периоды своего земного существования они вступают в конфликт с утвердившимися в жизни канонами и правилами.
Кроме того, что представители авангарда создают непривычные для обывателя произведения искусства, они ещё и философски высказываются весьма странно. Приведу для примера парочку высказываний Казимира Малевича, признаваемого в мире (но только не в России) за свои квадраты величайшим художником всех времён и народов:
«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».
«Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, всё равно что восторгаться вору на свои закованные ноги».
Редко кому произведения авангарда приходятся по душе. А ведь песню, как говорится, не задушишь, не убьёшь. И Маяковского с Пикассо из искусства не вычеркнешь. Как не проигнорируешь наскальных примитивных начертаний, сделанных дикарями. И хорошо, что в мире в целом и в нашей отдельно взятой уникальной державе, находятся специалисты, которые не просто занимаются изучением авангарда и раскрытием его проблем, а ещё увлекательно и умно рассказывают народу об этом творческом направлении.
Одним из них является Константин Плотников, молодой учёный искусствовед, страстный поклонник авангардного искусства. Хорошо и то, что замечательный московский Еврейский музей и центр толерантности в Марьиной Роще организует его глубоко познавательные лекции, одна из которых состоялась 30 октября.