Минтранс и вторая российская беда

Довести к 2024 году до нормативного состояния не менее половины дорог в регионе рекомендуют властям субъектов Федерации в Министерстве транспорта. Соответствующее письмо ведомство направило региональным властям.

Как пишет газета «Известия», регионы уже начали оценивать, какие именно дороги и с какими расходами можно привести в соответствие с нормативами. При этом в настоящее время показатель соответствия дорог нормативам не превышает 44% в среднем по стране (в каких-то регионах эта цифра больше, в каких-то меньше), и, по оценкам опрошенных газетой экспертов, увеличить его до 50% с лишним невозможно без помощи из федерального бюджета.

Напомним, 10 июля премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании президиума президентского совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам заявил, что не менее половины российских дорог будут приведены к нормативным требованиям. При этом глава правительства указал, что в России с 2017 года реализуется национальный проект «Безопасные и качественные дороги», в котором участвуют 38 крупных городов и агломераций из 36 регионов.

«Проект объединяет многие территории нашей страны, предполагает реконструкцию трасс и развязок, приведение их в нормативное состояние, что необходимо для расширения пассажирских и грузовых перевозок, просто для развития торговли, в целом для более устойчивого развития экономики», – приводит «Российская газета», слова премьера.

Медведев особо отметил, что качество дорог должно способствовать снижению смертности на трассах: «Мы хотим добиться того, чтобы гибель людей на дорогах и вовсе стала крайне редкой, поэтому должны создать такую инфраструктуру, которая поможет сохранить жизнь и здоровье всех участников движения».

О том, в чем состоит основная проблема с ремонтом и улучшением дорог и как ее можно было бы решать, с «Полит.ру» поговорила Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. По ее оценке, выполнение программы действительно нереально без помощи из федерального бюджета.

«Денег, если в дорожные фонды не будут добавлены топливные акцизы или не будет специальных федеральных трансфертов, у регионов явно нет. Пусть даже доходы их за первые пять месяцев 2018 года выросли не так уж плохо. Но это был предвыборный и выборный рост: всем регионам увеличили трансферты на 12%, вырос налог на доходы физических лиц, потому что майские указы стали выполнять и повышались зарплаты бюджетникам.

Напомню: для содержания дорог в регионах есть дорожные фонды – трансферты и часть акцизов на топливо идет в них. Но не далее как год назад произошло перераспределение этих акцизов в пользу федерального бюджета. Теперь меньшая, чем раньше, часть остается в регионах. Может быть, эти акцизы вернут назад, не знаю. Но ясно, что без денег все это обсуждать бессмысленно. Поэтому, помимо рекомендаций, я бы хотела увидеть финансовые расклады. А рекомендовать регионам можно что угодно.

Сейчас разные дороги содержатся на средства разных источников: есть дороги федеральные (ими занимается Росавтодор), есть региональные, которые поддерживаются из региональных бюджетов и находятся в гораздо худшем состоянии. Я, правда, не знаю, как именно измеряется нормативное состояние, и потому не могу сказать, в каком регионе проблем в этом отношении больше всего.

Да, некоторую часть региональных дорог обещали забрать в федеральную собственность. Какую, сколько? Девять тысяч километров, как пишут сейчас? Но что такое для огромной страны девять тысяч километров? И, повторю, без конкретных цифр обсуждать все это пока вполне бессмысленно», – сказала Наталья Зубаревич.

По мнению Сергея Канаева, руководителя Федерации автовладельцев России, рекомендации без финансирования будут эквивалентны уходу от проблемы, а наполнение Федерального дорожного фонда только началось.

«По регионам ситуация с дорогами, конечно, очень сильно разнится. Несмотря на то что президент обратил внимание на дороги, ситуация в регионах с финансами разная, климат и погодные условия тоже неодинаковы. Есть регионы, где процент хороших дорог намного выше заявленных 44% в среднем, а есть такие, где в силу обстоятельств дела обстоят куда хуже.

Что такое 44% соответствия нормативам? Это меньше половины; в переводе в систему школьных оценок это ниже тройки, фактически двойка! Если вы пишете контрольную и даете половину неправильных ответов, вы получаете двойку. Так и в этой сфере показатель менее 50% очень плох, он говорит об очень сложной ситуации в вопросе.

Что касается рекомендаций от Минтранса привести больше дорог в соответствие нормативам, то если Минтранс даст деньги и скажет, где что делать, то ситуация может исправиться. А без этого будет, как мне кажется, просто уход от проблемы. Ведь что такое дать рекомендации без финансов? Это просто ни о чем. Можно хоть всех руководителей регионов снимать за невыполнение таких рекомендаций, но ситуацию это не исправит.

Она может исправиться на троечку, но этого недостаточно. Фактически, «Известия» пишут о том, что состояние наших дорог сейчас по стране оставляет желать лучшего, ведь 44% по нормативам – это очень мало. Но улучшить дело можно только с поддержкой федерального бюджета. Что же касается Федерального дорожного фонда, то его наполнение только началось. И думаю, что если и можно будет ими воспользоваться, то не раньше, чем через 3-5 лет, чтобы можно уже было как-то серьезно повлиять на ситуацию с дорогами. Так что обозначенный Минтрансом срок – 2024 год – еще более или менее реален», – объяснил Сергей Канаев.

НАТАЛЬЯ ЗУБАРЕВИЧ, СЕРГЕЙ КАНАЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *