Владимир Милов о том, как Россия стала сырьевым придатком Пекина
Семь лет назад произошел «разворот Москвы на Восток» — в Шанхае в присутствии Владимира Путина и Си Цзиньпина был подписан «газовый контракт века» о поставках газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири». Россия и Китай договорились о многочисленных совместных проектах, большая часть из которых осталась на бумаге. Владимир Милов подробно объясняет, как, порвав с Западом после Крыма, Россия не просто провалила глобальное экономическое партнерство с Китаем, но торгует природными ресурсами себе в убыток на китайских условиях, тратя деньги Фонда национального благосостояния и обогащая китайские компании и друзей Владимира Путина.
Семь лет — достаточный срок, чтобы сделать выводы о том, насколько успешным оказалось новое российско-китайское партнерство. Если коротко, то по большому счету оно обернулось пшиком: большинство заявленных проектов не реализованы, а те, которые движутся, принесли огромное разочарование по ценам поставок и нулю доходов в бюджет из-за колоссальных налоговых и прочих льгот. Россия крайне задешево экспортирует в Китай исключительно сырье, государству от этого ничего не достается, зато огромный ущерб несет российская природа — целые регионы стали или могут стать настоящей зоной экологического бедствия, что напрямую связано со снабжением Китая нашими природными ресурсами. Парадоксальным образом, за всё это мы еще и остались Китаю должны.
Но обо всем по порядку. Прежде всего, заявленные в мае 2014 года широкомасштабные планы сотрудничества остались замками на песке. Среди громогласно объявленных, но фактически не реализованных проектов:
«Владивосток-СПГ» — завод по производству сжиженного природного газа,
западный коридор поставок газа в Китай (его называют то «Алтай», то «Сила Сибири-2», то газопровод через Монголию, но пока он не подает никаких практических признаков жизни),
Восточный нефтехимический комплекс,
участие китайских инвесторов в разработке месторождений «Роснефти»,
строительство НПЗ «Роснефти» в китайском Тяньцзине,
участие Китая в строительстве скоростной железной дороги Москва-Казань,
широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929 (которого пока так и нет), и много что еще.
Фактически единственное, что удалось реализовать, — строительство газопровода «Сила Сибири», вхождение китайцев в проекты «Новатэка» по сжижению газа («Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2»), а также партнерство китайских компаний с Сибуром и строительство Амурского газохимического комплекса. По сравнению с первоначально заявленными планами «нового глобального партнерства» всё это выглядит весьма скромно, и стало возможным только в результате предоставления этим проектам беспрецедентных налоговых льгот — фактического обнуления для них всех налогов.
Убыточная «Сила Сибири»
Газопровод «Сила Сибири» был пущен в ход полтора года назад, и объемы поставок по нему пока бесконечно далеки от заявлявшегося пика в 38 млрд кубометров — в 2020 году было поставлено 4 млрд кубометров газа. Для сравнения, в Европу — 147 млрд кубометров. Как видим, об «уходе от европейцев на восток» не приходится и говорить — тем более что ресурсной базой для газопровода являются крайне удаленные восточносибирские месторождения, Чаяндинское и Ковыктинское, у которых и так не было шансов выйти на европейский рынок.
Разговоры о строительстве перемычки между Китаем и западносибирскими газовыми месторождениями пока остаются лишь разговорами. Отдельный вопрос — хватит ли у «Газпрома» газа для выполнения обязательств даже по 38 млрд кубометров в год: в прошлом году в прессе появились алармистские заявления бывших сотрудников «Газпрома» о том, что запасы Чаянды и Ковыкты, возможно, были переоценены, а при их разработке допущены ошибки, и газа может не хватить.
Но самое интересное не это, а цена поставляемого газа. Когда в мае 2014 года был подписан «контракт века», общим местом было повторение оценок о том, что цена поставок газа по нему составит $350-380 за тысячу кубометров. «Газпром» называть цену отказывался, но утверждал, что она «отличная», а глава «Газпром экспорта» Александр Медведев издевательски заявлял на просьбы озвучить цену: ишь ты, «каждая домохозяйка будет тут интересоваться ценами».
Сегодня, благодаря данным Генеральной администрации по таможне КНР, мы знаем цену — и это не $350, не $380, а… всего $118,5 за тысячу кубометров. Это втрое ниже цены газа, публично называвшейся три года назад, и, как видно по приведенной выше ссылке на данные «Интерфакса», существенно (и даже в разы) ниже всех текущих расценок на газ — на поставки СПГ, на европейском спотовом рынке, на трубопроводные поставки газа в Китай из Мьянмы и Центральной Азии (Мьянма, например, продает газ Китаю втрое дороже, чем Россия по «Силе Сибири»).
Россия продает газ Китаю втрое дешевле, чем публично обещала
Иначе как невероятным позором для газпромовских горе-коммерсантов такое положение дел назвать нельзя. Выражаясь их языком — любая домохозяйка справилась бы лучше. Да, цены поставок несколько отрастут вместе с ценами на нефть, но не сильно выше нынешних $60-70 за баррель — а диапазон цены газа для Китая в $100-200 совершенно неудовлетворителен. Усугубляется эта катастрофа несколькими обстоятельствами. Во-первых, даже цена в $350-380 не гарантировала «Газпрому» прибыли.
Для организации поставок пришлось построить 2200 км газопровода по совершенно неосвоенной удаленной местности (в тайге), куда материалы и оборудование приходилось доставлять по воздуху. Строительство обошлось более чем в триллион рублей. Себестоимость добычи газа на Чаяндинском месторождении еще в 2010 году оценивалась выше чем в $80 за тысячу кубометров — сейчас, очевидно, это гораздо более высокая цифра (хотя бы даже из-за падения курса рубля). Нынешние цены генерируют исключительно убытки, причем крупные. Отмечу, что цена газа для Китая и близко не была похожа на заявлявшиеся $350-380 — даже год назад она едва превышала $200: