Количество упоминаний партий в федеральных СМИ. График подготовлен по данным системы мониторинга СМИ «Медиалогия»
Не успела начаться агитационная часть избирательной кампании, когда все партии получают равное время в государственных СМИ, как оппозиция выступила с претензиями к власти по поводу медиасопровождения первого этапа выборной гонки. Выявился серьезный перекос в сторону «Единой России», утверждают в КПРФ.
Представители политических партий соревнуются в красноречии на дебатах. Вопрос, однако, в том, окажет последний месяц кампании решающие влияние на умы россиян или они к этому времени определились, за кого голосовать 18 сентября. Во многих оппозиционных партиях, как выяснила «НГ», сомневаются в действенности бесплатных телеэфиров, считая, что все лето предвыборная картинка в подконтрольных властям СМИ выстраивалась с явным перекосом в пользу ЕР. Собственный доклад, с которым смогла познакомиться «НГ», именно на эту тему представили коммунисты. Они запросили компанию по медиамониторингу «Медиалогия» провести анализ упоминаемости политпартий за месяц до начала телеагитации (с 22 июля по 18 августа).
Согласно «Медиалогии», есть существенный отрыв показателей ЕР от всех остальных политструктур. Цитируемость партии власти (11 672 упоминания) более чем вдвое превышает КПРФ (5097), в разы – «Справедливой России» (4142) и ЛДПР (3028). Показатели непарламентских игроков еще более несопоставимы с единороссами. Среди них некоторые преференции имела лишь Партия роста (2574). А вот, скажем, «Яблоко» госСМИ упомянули 1382 раза, ПАРНАС–1204 раза.
Огромный дисбаланс в представительстве партий на основных телеканалах еще до официального старта агитации на ТВ выявил и подсчет эфиров различных политических передач. Время, выделенное ЕР и ее персоналиям в новостных и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов, составило 64%, следует из доклада КПРФ. На долю ЛДПР пришлось 17%, «Справедливой России» – 9%. Самим коммунистам досталось лишь 12% эфира.
При этом информационное неравноправие определяется не только количеством, но и содержанием посвященных партиям материалов в СМИ. На фоне позитивных сюжетов о фаворите кампании и ее представителях против оппозиции используется широкий инструментарий так называемого негативного, или черного, пиара. Причем на какую-то часть аудитории более действенным оказывается влияние заказных публикаций в СМИ, а для менее продвинутого избирателя эффективны дискредитационные передачи на федеральных телеканалах.
При этом, отмечают авторы доклада, выстраивание выгодной для власти информационной политики происходит, в общем-то, за бюджетный счет. К примеру, холдинг ВГТРК, в состав которого входят телеканалы «Россия 1», «Россия 24» и др., получит за 2016 год свыше 24 млрд руб.
«Основные подконтрольные власти СМИ работают исключительно в интересах партии власти и ее кандидатов, а также близких к власти политических сил, ограничивая полноценное представительство оппозиции в медиасреде» – вот так подводится в докладе предвыборный расклад. Коммунисты, по информации «НГ», намерены направить жалобу на выявленные диспропорции в Центризбирком. Они подчеркивают, что происходящее выглядит особенно негативно в условиях сокращения информирования граждан о проведении дня голосования со стороны этого ведомства, ранее из-за нехватки денег принявшего решение об отказе от широкой просветительской работы.
Полноценное представительство оппозиции в медиапространстве не прогнозируется и в перспективе, что ставит под сомнение заявленный президентом принцип конкурентности, открытости и легитимности выборов, приходят к печальному выводу авторы доклада КПРФ.
«Формально негосударственное ТВ контролируется государством не напрямую, а через аффилированные структуры. Но все равно в этом плане от Центризбиркома ждать определенного ответа не приходится. Однако очень интересно, что же ЦИК ответит по поводу ВГТРК», – сказал «НГ» руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. ТВ продолжает оказывать большое влияние на умы избирателей, и тут сохраняется огромный перекос в сторону ЕР, хотя закон декларирует равное освещение активности кандидатов. Контур же независимых СМИ, по словам эксперта, воздействует на более узкую аудиторию – в 20–30%. «В такой ситуации возникает сомнение, а будет ли реальным предстоящее волеизъявление граждан, что, в свою очередь, может поставить под вопрос и результаты выборов в Госдуму».
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, ЕР, безусловно, имеет преимущество в эфире. «В то же время избирателю оппозиционных партий оно и не было интересным. Так что оппозиция не зря рассчитывает перехватить инициативу – и не исключено, что ей это удастся, потому что в сентябре медиамонополия ЕР волей-неволей станет рассыпаться», – подчеркнул эксперт. Он видит в агитационной кампании ЕР такую слабую сторону – «ей практически некого критиковать, кроме оппозиции, но та у власти не была уже много лет».
Алексей Горбачев,
Политический обозреватель «Независимой газеты»