Церкви и тюрьмы сравняем с землей. Почему Екатеринбург готов драться против строительства храма

16 мая 2019
Общество

Акции в защиту сквера в Екатеринбурге не стоит считать локальной аномалией. Это признаки массового неприятия официальной церкви со стороны образованных молодых горожан с активной общественной позицией. Признаков этих становится все больше. При сохранении нынешних отношений иерархов РПЦ с государственной властью любые общественные перемены могут означать для церкви подлинный крах

Накрывается наша российская стабильность, развеивается. Медленно, но верно. Правда, на горизонте пока не просматривается фигуры нового Ленина — слава Богу и святой Екатерине Александрийской, в честь которой собираются освятить будущую церковь, ставшую столь ненавистной екатеринбургской общественности. Да, назовем вещи своими именами  — ненавистной. Достаточно почитать в соцсетях посты протестующих, чтобы понять: среди них немало тех, кому отвратительна религия вообще, а не только чугунно-исконно-посконный вариант православия, сертифицированный Кремлем. Тот самый, который иерархия Русской православной церкви бездумно насаждает при содействии властей — себе на будущее горе.

Среди политически активной публики в России людей, индифферентных к религии, я встречал мало  — в силу их активного отношения к жизни вообще. Есть верующие (меньшинство), и есть атеисты все более воинствующего толка. Они постепенно берут верх. Сейчас в Екатеринбурге. Но, боюсь, скоро, как говорится, «на экранах всей страны».

Я исхожу из довольно обширного опыта общения с молодыми активными людьми в регионах. Для большинства образованной молодежи — а именно она составляет костяк общественников и политических активистов — образ Русской православной церкви и ее иерархии слился до полной неразличимости с Путиным, чиновниками в «Бриони», «решальщиками» на «Порше», коррумпированными полицейскими с «Омегой» на запястье, милитаризмом, казенщиной и откатами. И, боюсь, никакие отсылки к сайту www.miloserdie.ru, где примеров социального служения священников, монашества и православных мирян ближним — тысячи, никакие призывы смотреть не на грехи «попов на джипах», а на примеры праведников и новомучеников, не спасут ситуацию. Тем более что среди неуклонно растущего числа идейных оппонентов РПЦ — все больше молодых неомарксистов, для которых антицерковный террор большевиков, скорее, правильная политика, пусть и с неприемлемыми в XXI веке «перегибами».

Екатеринбургский скандал — наглядный образ будущего. Во-первых, это не первые протесты против строительства храма, а уже их вторая, если не третья волна. Значит, дело не в конкретном сквере, пруде, площади, а в принципиальном настрое немногочисленной, но мотивированной общественности. Во-вторых, ее, общественности, готовность к «прямому действию» — признак твердости убеждений и целеустремленности. Не важно, возведут церковь или нет — эти люди уже победили. Отказ властей согласовать молебен сторонникам строительства храма — еще одно свидетельство этой победы. Стало быть, силовики не гарантируют безопасность молящимся. А значит, перед толпой в несколько десятков тысяч они точно спасуют.

Наконец, в-третьих, как всегда в предреволюционные годы на разных этапах истории человечества, властная элита (к которой, несомненно, принадлежит церковное руководство) реагирует на ситуацию, исходя из шаблонов прошлого и под воздействием собственной пропаганды.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, вместо того чтобы выйти к протестующим и попытаться с ними по-человечески поговорить, устами своего представителя призывает «дать правовую оценку» действиям активистов (читай: задерживать и судить). Церковное руководство молчит, когда на протестующих набрасываются спортивного телосложения «сторонники строительства храма», социально-классовое происхождение и воцерковленность которых «считывается» моментально любым, кто прожил в России хотя бы день. Рефлексия, казалось бы, должна быть отличительной чертой священнослужителя. Но она начисто отсутствует у церковных чиновников.

Как и элементарное понимание истории. Да, скандирующих «Кто не скачет — тот за храм» немного. Но они молоды и готовы действовать в соответствии с убеждениями. Стало быть, будущее за ними, а не за собираемыми из-под палки на фейк-митинги в поддержку Путина «трудящимися» и не за приученными к пассивности этим же начальством обычными верующими.

Главный спикер патриархии Владимир Легойда, как ему и полагается, осуждает оппозицию в своем телеграм-канале. Многоуважаемый Владимир Романович! Поздно. Когда нет другой защиты, кроме прокуроров и «титушек», партия проиграна. Даже если это пока не всем очевидно. Но вы же профессор МГИМО, должны понимать лучше других. Читали книжки про Россию в 1917-м и Испанию перед крахом монархии в 1931-м или хотя бы после смерти Франко в 1975-м.

Светские власти, дряхлеющие, коррумпированные, живущие в мире сконструированной их же карманными СМИ стабильности, не удержат ситуацию под контролем, когда все институты, хоть как-то с ними связанные, окажутся полностью и бесповоротно дискредитированы. Они, конечно, станут пугать людей хаосом, но это в какой-то момент всегда перестает работать. Власти церковные, стараниями нынешнего руководства РПЦ намертво впаявшие себя в политический режим, будут беспомощно смотреть, как тонет этот долго набиравший воду «Титаник» с разворованными командой шлюпками.

Новое, «революционное» руководство, которое придет в Кремль, будет со всевозрастающей вероятностью, весьма левым, очень антиклерикальным и радикально эгалитаристским. Вчерашние «подсвечники» из числа вице-губернаторов и прочих профессиональных осваивателей бюджетов, если не сбегут и не сядут, то в момент забудут «дорогу к храму». Как в свое время их папы и мамы в одночасье позабывали Устав КПСС. Церковь выгонят из публичного пространства, как это сделали во Франции в 1905 году. Прежняя церковная иерархия не сможет руководить в новых условиях, и ее сменят те, кто не побоится начать настоящее церковное возрождение и противостоять новому богоборчеству — словом, действием, личным примером. Христиан будет мало, но они будут настоящими.

«Екатеринбург: начало революции» — вещает популярный телеграм-канал «Серпом по…». Пожалуй, соглашусь. В символическом смысле это так. Пока — в символическом.

Константин Эггерт

Общество

Композитные материалы древних: правда или вымысел?

Существовали ли нанотехнологии до нашей эры? В социальных сетях ряд пабликов уверенно отвечают «да». Одним…

Общество

Певица ЭЛИНА записала песню «Время на крючке» на стихи Михаила Гуцериева

8 марта состоялась премьера песни певицы ЭЛИНЫ «Время на крючке» на стихи поэта Михаила Гуцериева….

Общество

Начинающие московские продюсеры пройдут интенсив по основам кинопроизводства

Обучение продлится 10 месяцев. Участники разберут весь процесс кинопроизводства — от написания сценария до монтажа…