Драматургическая мастерская «Евреи в СССР: семья в большой истории» представила на суд публики 10 первых пьес

6 декабря 2018
Политика

1 и 2 декабря «Дом еврейской книги» совместно с Музеем истории ГУЛАГа представили все эти пьесы публике в формате актёрских читок.

В апреле 2018 года «Дом еврейской книги» инициировал создание драматургической мастерской «Евреи в СССР: семья в большой истории». За полгода работы в мастерской десять её участников создали десять документальных пьес:

Полина Быховская, «Вода на твоих пальцах»;
Ольга Варшавер и Сергей Пальчевский, «Плюс-минус 100 лет»;
Саша Карлинская, «Больное мандариновое дерево»;
Татьяна Миронова, «Рецепт приготовления соленых грибов»;
Александра Нейман, «Протезирование памяти»;
Александра Подольская, «Чувство живота»;
Надежда Фролова, «Я в пробирке»;
Анна Чепайтене, «МОИ»;
Евгения Шевченко, «Освободите Ци / Дорога»;
Евгения Шевченко, «Женя недостаточно альденте».

О чём эти пьесы?
Прежде всего о том, что значило быть евреем в СССР?
Отличается ли это от «быть евреем» вообще?
Как жилось евреям в стране с заметным антисемитским бэкграундом, проявлявшимся даже в творчестве классиков мировой литературы?
Что было характерно для жизни евреев и отношения к ним до и после Второй Мировой Войны и Холокоста, во время борьбы с космополитизмом, а потом – с государством Израиль и так называемым «сионистским заговором»?
Почему у советских евреев возникали мучительные вопросы: «Скрывать еврейство, молчать о нем, забыть о нем, не говорить о нем детям и внукам и как этим детям и внукам жить теперь – с обнаруженной тайной, с по крупицам собранными свидетельствами предков, с умолчанием, ставшим частью семейной истории?

Инаковость, вынужденно привитая «советскому еврею», в его потомках выражается в потребности говорить. Это то, что сделали участники драматургической мастерской,
обратившись к прошлому и заглядывая в будущее. Говоря по-другому, «мы вопрошаем и допрашиваем прошлое, чтобы постичь настоящее и проложить дорогу в будущее». Анонсом к одной из пьес послужила запись на сцене: «Память вспоминает, спрашивает».

Документальная пьеса – это возможность совместить достоверность и историчность с художественностью и драматургией. При работе над пьесами участники мастерской использовали как документы из собственных семейных архивов, так и интервью, а также искали новые, иногда неожиданные способы документирования реальности, опираясь на предположение, что все, из чего состоит жизнь, есть документ, надо только найти способ работать с ним в драматургии. Пьесы участников мастерской – это попытка отразить в зеркале частной семейной жизни историю большой страны и еврейского народа.

Кураторы мастерской: Нана Гринштейн, Анастасия Патлай.
Координатор проекта: Мария Шабурова.

Проект реализован при поддержке UJA-Federation of New York в рамках благотворительной программы CAF Россия «Еврейские сообщества».

На данном изображении может находиться: 4 человека, люди улыбаются, люди сидят
Общество

Москва применяет ИИ более чем в 90 городских проектах

Свыше 13 тыс. человек посетили прошедший в Москве форум «Облачные города», посвященный будущему мегаполисов БРИКС….

Общество

Franc Vila становится частью Bakkoura Dynasty: восстановление статуса на рынке часов

В 2017 году бренд Franc Vila и все его компоненты были переданы лично Джихаду Баккуре…

Общество

Продукцию более чем из 65 регионов представят на московском фестивале «Золотая осень»

Посетители смогут купить сезонные овощи, сыры ручной работы, мясные деликатесы, мед, а также рыбу, грибы…