Цифровая лакировка действительности

11 апреля 2018
Общество

Блокируя интернет, власть отключает саму себя

В пятницу Роскомнадзор подал в Таганский суд Москвы иск с требованием заблокировать в России Telegram за отказ передать ФСБ ключи шифрования частной переписки пользователей. Параллельно Госдума в ускоренном порядке рассматривает сразу два проекта, предполагающих новые ограничения распространения информации в интернете. Первый законопроект предполагает, что владельцы соцсетей должны нести ответственность за некую «недостоверную» информацию. Второй предлагает наделить судебных приставов полномочиями просить Роскомнадзор удалить из интернета информацию, признанную судом порочащей честь и достоинство физических или юридических лиц.

Оговорюсь сразу. На прошлой неделе, в первые дни после трагедии в Кемерове мы все видели, как распространяемый фейк о сотнях жертв посеял сумятицу среди огромного количества людей, подстегивал массовые волнения — впрочем, вполне оправданные, ведь погибли десятки детей. Безусловно, украинский пранкер Евгений Вольнов, распространивший эту информацию, — подонок и мерзавец.

При этом при любой трагедии в толпе начинают распространяться слухи о занижении властью количества жертв, о «подлинных причинах трагедии» и так далее. Это — печальный факт, но так всегда случается.

В законодательстве Российской Федерации не существует понятия «недостоверная информация». Слух об уходе министра из правительства — это недостоверная информация? Слух о том, что известный актер изменяет жене, — недостоверная информация? Соцсети должны превратиться в версию государственных информагентств? Я огорчу депутатов, но так не бывает. Соцсети — это всего лишь аналог личного общения, в котором обсуждают слухи, мифы и легенды.

Кроме того, хотелось бы, чтобы депутаты сперва разобрались со знаменитым фейком от «Первого канала» про мальчика, якобы распятого в городе Славянске бандеровцами. «Первый канал» тогда даже не извинился, а лишь указал, что не мог проверить достоверность слов «беженки», рассказавшей об этом.

Таким образом, депутаты хотят предъявлять соцсетям больше требований, чем государственным телеканалам. Видимо, потому что признают: соцсети становятся могущественнее телевидения.

Идея дать приставам полномочия просить Роскомнадзор блокировать некую информацию еще более бессмысленна. По кейсу удаления информации о романе бизнесмена Олега Дерипаски с «охотницей» Настей Рыбкой мы видим, что Роскомнадзор и так успешно справляется с блокировкой информации о пикантных ситуациях, затрагивающих сильных мира сего. При этом те же гостелеканалы себя подобным не утруждают. Напомню, в 2016 году на НТВ показали частную жизнь экс-премьер-министра Михаила Касьянова, снятую скрытыми камерами, вероятно, спецслужб. А в ответ на претензии заявили, что данная информация «имеет общественную значимость». Введение неких дополнительных полномочий для судебных приставов при и так работающей системе удаления информации выглядит просто поводом выслужиться.

Главное, о чем забывают депутаты, ФСБ и Роскомнадзор, — удалить информацию из интернета невозможно. 

Более того, попытки заблокировать как можно больше всего давно не выглядят, как борьба с терроризмом, а кажутся лишь попыткой прикрыть собственные дворцы, виллы и бизнес. И пока власть говорит о некоем гламурном «чистом интернете» розовых слоников и депутатов, общество понимает: российская власть делает все для зачистки интернета. Люди осваивают механизмы обхода блокировок (кстати, за последние два часа я рассказала про способы обхода блокировки Telegram двум депутатам Госдумы), а в крайнем случае учатся снова заменять интернет «сарафанным радио».

Мы знаем, что самые глупые и самые непроработанные законопроекты принимаются без особых проблем, если высшая власть в России, которая не пользуется интернетом в ежедневном режиме, считает их удачными.

Путем блокировок, удаления и запрещения информации власть отключает, прежде всего, саму себя. Таким образом, и так намечающийся разрыв между старым и новым поколением станет только драматичнее, потому что власть сама перестанет понимать, чем именно новое поколение недовольно: ведь в их служебных браузерах все вычищено!

Екатерина Винокурова

Технологии

В «Р7-Офис» найден новый инструмент для работы с растровой графикой

В десктопной, серверной и облачной версиях пакета офисных программ «Р7-Офис» есть возможность редактировать растровую графику…

экономика

Президент Федеральной нотариальной палаты рассказал об «электронном нотариате»

Единая информационная система (ЕИС) нотариата стала одной из тем разговора президента Федеральной нотариальной палаты (ФПН)…

Общество

ФПК «Гарант-Инвест» стала генеральным партнером благотворительной акции «Самое время жить»

Фонд борьбы с лейкемией 10 марта провел благотворительное спортивное мероприятие «Самое время жить». Уже второй …