Контрольный выстрел

18 декабря 2017
Стиль жизни

Правительство внесло в Госдуму законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Законодатели, мысля антиутопически, готовятся ввести тотальный контроль надо всем, что еще недостаточно упаковано, не полностью прозрачно или трепыхается.

Начинается закон с гигантского перечня разнообразных проверок, имеющих свои особенные процедуры. Забавно, что перечень того, на что закон не распространяется, помещен в самом законе, а то, на что распространяется, находится в приложениях. Из них выясняется, что существует еще более двухсот видов и подвидов федерального, регионального и муниципального контроля.

Принимается новый закон для контроля за соблюдением неких «обязательных требований» для граждан и организаций.

Если государство признает что-то обязательным, то вводит эту обязанность (запрет, ограничение, обусловленность) законодательно, определяя и последствия для нарушителей. Более того, существует федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», принятый в 2016 году, — закон абсолютно неправовой. Но как ни плох закон о профилактике (а плох он превентивными ограничениями прав граждан, ничем не погрешивших, но «склонных» к совершению правонарушений), все же понятно, о чем он. Новый же закон о контроле принимается не вместо закона о профилактике, а помимо него. Читая его, трудно отвязаться от мысли, что этот контроль простирается и в надземные, и в загробные пространства.

Об «обязательных требованиях» в законопроекте сказано, что это «условия, ограничения, запреты, обязанности, устанавливаемые и предъявляемые к осуществлению гражданами и организациями предпринимательской и иной деятельности… установленные в целях защиты охраняемых законом ценностей… Юридическую силу обязательных требований имеют также документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (в частности, документы по стандартизации, документы, разработанные самими гражданами и организациями, в том числе учредительные документы организаций), если обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством».

Вот пример. По закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство «уважает внутренние установления религиозных организаций», каковые установления закреплены в их зарегистрированных Минюстом уставах. Уставы же эти, помимо обычных для всех юридических лиц положений, отсылают к высшим авторитетам, священным писаниям и преданиям. Это могут быть разные сверхъестественные материи, цели и задачи — например, попадание в конечном итоге верных — наверх, а всех прочих — в геенну огненную. Вот вам и «обязательные требования». Полиция защищает святое православие, а патриархия вроде бы и ни при чем.

Такими грациозными юридическими телодвижениями авторам законопроекта удается обхитрить Конституцию. Ведь права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Так вот вам федеральный закон о том, что ваши права могут быть ограничены чем угодно, вплоть до правил Трапезундского собора. И возникающая в этом контексте полиция нравов — лишь небольшая часть тех репрессивных возможностей, которые открываются законом «о контроле вообще».

Список видов контроля в приложениях к законопроекту охватывает дай бог десятую часть запретов и обязанностей, которые можно выудить из 6686 действующих сегодня федеральных законов. Законодатели, надо полагать, решили не выкладывать все разом, а обеспечить работой будущие поколения депутатов.

Но и уже заготовленного контроля хватает с головой. Вряд ли найдется лицо, подпадающее одновременно под контроль за картографией, за производством презервативов, за архивным делом и пробирной палатой. Но и на отдельно взятого человека, не говоря уж об организации, контролеров будет достаточно. Стоит представить себе нашествие проверяющих поочередно, а то и одновременно, соблюдение законодательства об НКО, о защите детей от информации, о защите интеллектуальной собственности. Инспектирующих обработку персональных данных и потребление табака, перевозку пассажиров и багажа легковым такси и, само собой, надзирающих «за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

При этом заботливое правительство предписывает, что при осуществлении контроля «степень вмешательства в деятельность граждан и организаций не должна быть чрезмерно обременительной». То есть обременительной, но не чрезмерно. Никаких излишеств. Законопроект предусматривает всего лишь осмотр, досмотр, видеонаблюдение и фотофиксацию, опрос, сбор информации, получение объяснений, инвентаризацию, экспертизу, отбор проб, истребование и изъятие документов… Ни тебе дыбы, ни испанского сапога. Как в басне: «Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять, да и того им жаль отдать».

Правда, тут же указано, что особо цацкаться с правами человека контролеры не будут: «Принцип недопустимости злоупотребления правом означает, что при организации и осуществлении государственного контроля… граждане и организации не могут пользоваться своими правами в целях необоснованного уклонения от проведения в отношении них государственного контроля».

А чего, собственно, бояться честным советским людям?

Лев Левинсон

Общество

Специалисты KAMA TYRES получили награды на Всероссийском конкурсе массового рационализаторства

Состоялось торжественное награждение победителей первого Всероссийского конкурса массового рационализаторства. KAMA TYRES стал единственным представителем отечественной…

Общество

Михаил Гуцериев выступил на церемонии вручения премии «Виктория – 2024»

Лауреатами престижной музыкальной премии «Виктория 2024», проходившей 16 марта на самой современной концертной площадке России…

Общество

О3-Коутингс осуществил поставки защитных материалов для АРКТИК СПГ-2

На крупнейшем в газовой отрасли проекте АРКТИК СПГ-2 полным ходом идут работы по покрытию металлических…