Госдума приняла два дебильных закона. Отличилась перед каникулами, как смогла.
Закон первый — против анонимайзеров и VPN.
Если они не будут блокировать доступ к заблокированным Роскомнадзором сайтам, то заблокируют их самих. А теперь давайте я на пальцах объясню, что вы приняли, господа депутаты. Читайте и думайте — мы как еще недавно обсуждали вероятность подобных ваших инициатив с Антоном Носиком.
Как можно заблокировать VPN? — Заблокировав иностранные серверы, на которые перенаправляется трафик. А что это за серверы?
Их множество, и среди них есть серверы IT-гигантов — Google, Apple и т. д. Значит, вы хотите заблокировать Google. Молодцы! А вы знаете, что смартфоны, которые раздавали вам в Думе, работают на Android? А это — Google. То есть вы хотите оставить себя без связи. Впрочем, это страна переживет — но вы же хотите заблокировать практически все смартфоны в стране. Вы уверены, что Красная площадь и Охотный ряд вместят всех желающих посмотреть, какой ржавый процессор установлен в ваших головах?
Спасет вас только одно — сам Росокмнадзор, работники которого еще большие непрофессионалы, чем вы — те, кто сегодня за этот закон голосовали. В конце концов, именно Роскомнадзору принадлежит недавняя заслуга по блокировке самого себя.
Итак, с VPN разобрались: вы приняли закон, который нельзя выполнить.
Второй закон еще более «прекрасен» — вы проголосовали за блокировку мессенджеров, если те не будут «идентифицировать своих абонентов».
В такое трудно поверить, поэтому вот ссылка на текст.
Схему вы придумали такую: мессенджеры (иностранные, для российских своя процедура) должны будут заключать договоры с отечественными сотовыми компаниями, те будут передавать им номера договоров с абонентами, и в итоге те будет знать, что пользователь с номером телефона таким-то — это абонент условного МТС с номером договора таким-то.
У меня один вопрос: зачем вы это приняли? Что вам это даст? С какой стати иностранные компании должны что-то российскому государству, если в нем нет даже их представительств?
Как вообще вот эти договоры помогут борьбе с террористами или оппозицией?
Ответ: никак.
Зато в том же законе вы прописали еще много бреда. Например — о блокировке мессенджерами отдельных пользователей. Забанить в Гугле! Телеграм спешит и по дороге падает. Что вы говорите? — Заблокируете Телеграм, если он не согласится? Ну-ну, один раз Павел Дуров уже публично унизил вас всех, вместе взятых, хотите попробовать снова? И фейсбук заблокируете? Ай молодца!
Но ведь дальше-то еще лучше, в том же законе! Мессенджеры должны будут влезать в переписку пользователей и «ограничивать возможность передачи ими сообщений с информацией», которая не нравится чиновникам. А вы, депутаты, слышали, что такое оконечное шифрование? Что мессенджер не может прочитать, что через него передают?
— Тем более заблокируете? Ну давайте, напомню, что желающих посмотреть на ваши внутренние процессоры в России много.
Вся эта история о том, как Госдума видит себе образ будущего, который никак не удается сформулировать Путину. Страна за колючей проволокой, ощетинившаяся «Буками», с отрубленной связью, приносящая в жертву Путину и прочим ворам своих детей. Ваше будущее — это наше прошлое. Давайте вы дружно пойдете туда, а нас всех оставите в покое?
Дмитрий Гудков,
российский оппозиционный политик и общественный деятель