Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал четыре жалобы против России на нарушение права на свободу собраний в связи с задержаниями и привлечением к административной ответственности участников спонтанных мирных акций. «Европейское правосудие медленно, но неотвратимо», отметили правозащитники.
ЕСПЧ коммуницировал жалобу 11 участников не согласованных с властями акций в поддержку осужденных по «болотному делу». Они были задержаны 24 февраля 2014 года на Тверской улице и Манежной площади Москвы, а также на Малой Садовой улице в Санкт-Петербурге. Ранее ЕСПЧ коммуницировал по этому эпизоду жалобу Алексея Навального, теперь к ней прибавилась жалоба 11 задержанных и привлеченных к административной ответственности россиян. Они пожаловались в ЕСПЧ на нарушение права на свободу собраний и свободу выражения мнения (ст. 11 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5) и права на справедливый судебный процесс (ст. 6). Жалоба по делу «Майзульс и другие против России» была подготовлена в рамках коалиционного проекта правозащитного центра «Мемориал», фонда «Общественный вердикт», АНО «ЮРИКС», ОВД-Инфо и Европейского центра защиты прав человека (EHRAС). Коалиция создана в 2014 году для оказания юридической помощи в московских судах более 1,3 тыс. задержанных на публичных мероприятиях.
ЕСПЧ поставил перед российскими властями ряд вопросов: было ли вмешательство в право заявителей на свободу собраний пропорциональным, учитывая, что акция была спонтанной, было ли обеспечено равенство сторон в ходе административного процесса, а также была ли у заявителей возможность представить свои доказательства и допросить полицейских, которые их задерживали.
Одновременно ЕСПЧ коммуницировал жалобы коалиции по двум другим делам, связанным с аналогичными нарушениями: «Созаев и другие против России» и «Самбуров и другие против России». Это первая коммуникация жалоб на задержания во время «дней поцелуев» — акций протеста против закона о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений». Оба дела вызваны задержанием 11 июня 2013 года у здания Госдумы граждан, протестовавших против принятия закона, который они считают «дискриминационным». Как рассказали «Ъ» в ПЦ «Мемориал», перед рассмотрением закона к зданию Госдумы вышли около 15 однополых пар, которые в знак протеста целовались, и около 100 православных активистов — сторонников закона. Последние стали выкрикивать лозунги против представителей ЛГБТ, а представители ЛГБТ и сочувствующие отвечали им лозунгами против дискриминации. Затем православные активисты начали забрасывать оппонентов яйцами. Но задержали и привлекли к административной ответственности только противников закона. Заявители жалуются на нарушение права на свободу собраний и свободу выражения мнения (ст. 11 и 10 Конвенции), на дискриминацию при пользовании этими правами (ст. 14 в сочетании со ст. 10 и 11), а также на нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5) и права на справедливый судебный процесс (ст. 6). ЕСПЧ, коммуницировав жалобу, интересуется позицией властей РФ, подвергались ли заявители дискриминации в реализации их права на свободу собраний.
Коммуницировал ЕСПЧ и жалобу адвоката Марины Дубровиной 2007 года о разгоне собрания в одном из отелей Краснодара, на котором встречались местные и иностранные активисты.
В Минюсте вчера не смогли прокомментировать коммуникацию жалоб. Однако, как следует из недавних ответов уполномоченного РФ при ЕСПЧ Георгия Матюшкина по аналогичным коммуницированным жалобам — по делу «Карельский и другие против России» и «Замараев против России» (на задержания у Замоскворецкого суда в первый день оглашения приговора по «болотному делу»), российские власти отрицают нарушение Европейской конвенции. Они ссылаются, в частности, на то, что акции у Замоскворецкого суда, где также находится прокуратура, препятствовали подходу к зданию и «могли напугать» находящихся в нем людей, а также оказаться «формой давления на правосудие». Правительство РФ утверждает, что «аналогичный подход» закреплен в законодательстве других стран: например, в США, по версии Минюста, за пикетирование судов можно поплатиться штрафом в $5 тыс. и лишением свободы на срок до года (ссылка на конкретный закон США в ответе отсутствует).
По словам юридического директора ПЦ «Мемориал» Кирилла Коротеева, «коммуницированы все жалобы, связанные с массовыми задержаниями в феврале-марте 2014 года». «Суды тогда проигнорировали подробно изложенные защитой требования Европейской конвенции», однако «европейское правосудие медленно, но неотвратимо»,— отметил он.
Анна Пушкарская, Санкт-Петербург