25 лет назад граждане СССР получили право выезжать за границу. Теперь некоторые категории россиян могут его лишиться
Было время, когда Государственная дума шестого созыва принимала законы, ограничивающие права и свободы граждан (а то и просто карательные), исключительно из любви к детям. Из любви к детям были проведены несколько последовательных атак на свободу слова. И «закон Димы Яковлева» — он же «закон подлецов», — физически убивший некоторое количество детей, тоже был принят из любви к детям.
Почему-то им всегда нужно ключевое слово, шест для исполнения стыдных танцев. Сегодня такой шест — борьба с мировым терроризмом. Тема беспроигрышная. Терроризм — зло? Зло. Безусловное зло. А борьба с терроризмом — дело, наоборот, безусловно благое.
Именно ради борьбы с терроризмом приняла недавно в первом чтении Госдума и очередной пакет законопроектов, предложенных Ириной Яровой и председателем Комитета СФ по обороне и безопасности Виктором Озеровым. Среди прочего — законодатели планируют расширить список лиц, которым будет запрещено покидать территорию Российской Федерации.
— Нам запретят ездить за границу! — затрепетали, почитав заголовки новостей, обыватели, из числа тех немногих, кто за границей бывал (причем половина видела только Египет, ныне недоступный, и Турцию, ныне полузапретную).
— Не все так страшно, — поспешили утешить обывателей юристы, не поленившиеся ознакомиться с текстами документов.
Однако история с «запретом на выезд» — пример того, что иногда обыватели бывают правы, а юристы — нет, и заголовки новостей могут оказаться важнее, чем тексты законов.
Кому собирается запретить выезжать из страны неутомимая в производстве разнообразных запретов Яровая? Во-первых, тем, кому вынесли «официальное предупреждение о недопустимости действий, предусмотренных рядом статей УК». А именно — «преступлений против общественной безопасности», среди которых теракт, содействие терроризму, публичное оправдание терроризма, призывы к терроризму и т.д. Во-вторых, «лицам с непогашенной судимостью за преступления экстремистской направленности». Заметим, преступлением экстремистской направленности, за которое можно получить реальный срок, теперь, стараниями все той же Яровой, может оказаться и перепост чужого сообщения в социальной сети.
Силовикам нужно просто заявить, что им кажется, будто вы имеете порочную склонность к совершению терактов, — и все
Предупреждения имеют право выносить прокуратура и ФСБ, и для этого им достаточно «обладать информацией о намерении человека совершить преступление». Иными словами, силовикам нужно просто заявить, что им кажется, будто вы имеете порочную склонность к совершению терактов, — и все. Мир для вас закрыт, персональный железный занавес опустился.
Это даже может показаться странным. То Россия теряет людей и миллиарды в далекой Сирии, чтобы на дальних (очень дальних) подступах остановить террористов и не дать им возможности пробраться к нам. А то вдруг решает запретить своим потенциальным террористам покидать пределы страны. Бережет, так сказать, для себя. Но удивляться не надо — логика есть. Просто это другая логика.
Ни один из карательных законов, принятых шестой Думой, не исполняется тотально — людей, например, не ловят пачками за то, что они на улицах собираются по трое. Но как инструмент точечного террора это вполне работает. Список актуальных жертв постоянно пополняется, не поражая при этом воображения жителей страны, помнящей, что такое настоящий большой террор.
Впрочем, не это главное. Главное как раз — заголовки новостей, которые важнее законов. Само педалирование темы «запрета на выезд» — прямая угроза тем, кого это может напугать. Сравнительно обеспеченным жителям городов, успевшим приобрести европейские привычки и ощутить себя частью большого, свободного, доступного мира. Людям, которые стараются держаться от политики подальше, но вполне могут оказаться (как уже оказывались в 2011–2012 годах) частью осмысленного протеста. Это им открытка, а вовсе не шумящим по поводу очередных поправок Яровой оппозиционерам. Оппозиционеры и без того давно уже должны были понять, что следует быть готовыми к любой гадости со стороны власти. Для этого не нужны новые законы — хватит старых. Но тем, кто на политику властей глядит уже озадаченно, но еще не критикует открыто, говорят: не надо, не суйтесь. Сидите тихо. Сами видите — намерения у нас серьезные.
Кстати, власть, как правило, пугает тех, кого сама боится. Это важно иметь в виду.
Иван Давыдов