«Звезда» написала, что чехи должны быть благодарны за ввод войск в 1968-м. Медведеву пришлось объясняться перед президентом Чехии, статью удалили

На сайте телеканала «Звезда» вышла статья о Пражской весне, которая защищает ввод войск СССР в Чехию в 1968 году. 

Опубликованный 21 ноября материал так и называется: «Чехословакия должна быть благодарна СССР за 1968 год: история „пражской весны“». Автор Леонид Масловский считает, что ввод войск не позволил Западу совершить в Чехии государственный переворот. По его мнению, кризис в Чехословакии возник после прихода к власти в СССР Никиты Хрущева, а его доклад с обличением культа личности Сталина на XX съезде КПСС «состоялся благодаря грандиозной победе западных спецслужб и их 5-й колонны внутри СССР». Леонид Масловский утверждает, что во время Второй мировой войны Чехословакия «поставляла в войска Германии огромное количество оружия, из которого убивали советских солдат и мирных жителей нашей страны» (во время войны территория Чехословакии была аннексирована и оккупирована Германией и другими странами; на территории Словакии был установлен союзный Гитлеру режим. — прим. «Медузы»).

О событиях 1968 года в статье было сказано, что под видом строительства социализма с человеческим лицом «началось разрушение чехословацкого социалистического государства»; все происходящее, как «хорошо понимали» руководители стран Варшавского договора, было «продвижением НАТО на Восток». «Чехи должны быть благодарны Советской армии за то, что Судеты остались в составе ЧССР, их государство существует в современных границах, а нация избежала огромного количества человеческих жертв, которые всегда бывают при государственном перевороте», — заключал автор.

Точку зрения, что СССР ввели войска в Чехословакию в 1968 году для предотвращения переворота и попытки НАТО занять Судетскую область, разделяет не только Леонид Масловский. К примеру, в 2016 году депутаты Госдумы от КПРФ внесли законопроект о признании участников советской операции ветеранами боевых действий; в пояснительной записке депутаты излагали те же соображения.

Статья была опубликована в день встречи президента Чехии Милоша Земана с Владимиром Путиным. Была ли публикация приурочена к визиту, неясно — на телеканале говорят, что это статья из цикла публикаций Леонида Масловского, которые появляются на сайте «Звезды» еженедельно. Три предыдущие его статьи назывались так: «Легендарный СЭВ: как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха», «Груды битого кирпича от США для Советского Союза: как СССР восстанавливал Европу после войны» и «Подрыв изнутри: как США разрушили Организацию Варшавского договора».

На публикацию обратили внимание в правительстве Чехии. По сообщениям чешских СМИ, статья «разозлила» Милоша Земана (которого называют пророссийским политиком); он назвал автора статьи «сумасшедшим журналистом без мозгов». С критикой статьи выступилиминистр иностранных дел страны Любомир Заоралек и министр обороны Мартин Стропницкий. Как сообщает Radio Praha, статью критиковали и обычные пользователи интернета.

Президент Чехии поднял вопрос о статье на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым на встрече 22 ноября. Земан отметил, что статья была опубликована «именно во время его визита» и попросил российского премьера «публично сказать», что правительство РФ не разделяет точку зрения, изложенную в статье. Медведев заверил президента, что текст «не отражает официальной позиции» России, которая была сформулирована в договоре 1993 года. Речь идет о договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской республикой; в нем ввод советских войск в Чехословакию обозначен как «недопустимое применение силы», а их дальнейшее пребывание в стране названо «неоправданным». «Можете не сомневаться. Ничего общего с автором мы не имеем», — сказал Медведев, отметив, что власти РФ «провозгласили и стараются в максимальной степени следовать принципу невмешательства в деятельность СМИ».

Статья Масловского уже удалена с сайта «Звезды». Когда это было сделано — до или после беседы Земана с Медведевым, — неясно. Из копии страницы, сохраненной в кэше гугла, следует, что перед удалением 22 ноября публикацию отредактировали. Название было сокращено до «Чехословакия, 1968 год: история „пражской весны“», а из текста убрали слова «Чехи должны быть благодарны Советской армии» и большой кусок, в котором шла речь про действия «5-й колонны» в СССР, «поколение горбачевых и шеварднадзе» в советской верхушке и продолжающуюся холодную войну Запада против России. Предположительно оригинальный текст статьи сохранился на сайте новостного агрегатора «Рамблера».

Днем 22 ноября редакция «Звезды» опубликовала комментарий — она назвала свой сайт «дискуссионной площадкой, на которой размещаются разные мнения» (в том числе и противоположные позиции Масловского). «Пражская весна — непростая страница в нашей общей истории. Для одних все точки над „i“ давно расставлены, другие до сих пор продолжают дискуссии и анализ произошедшего», — заявили в редакции, выразив надежду на «дальнейшее укрепление отношений двух стран».

Леонид Масловский — автор книг «Русская правда» (2011) и «Правда о России. Путь без Сталина» (2014). В аннотациях сказано, что книги написаны «в защиту нашей Родины» (в первом случае) и «в защиту нашей великой истории, во славу русского народа» (во втором). Помимо сайта телеканала «Звезда», он пишет для своего авторского блога на сайте газеты «Завтра». В профиле на сайте «Школа жизни» Масловский написал, что получил «высшее авиационное и историческое образование» и «имеет правительственные награды». Удаление своей заметки с сайта «Звезды» он не комментировал.

Виктор Давыдов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *