Жалобы больных выслушают до суда. Минздрав указал ответственных за урегулирование претензий пациентов

12 августа 2016
Общество

Отказы в оказании гражданам бесплатной медпомощи и прочие нарушения прав пациентов обязаны решаться «в досудебном порядке» главврачами больниц, страховыми компаниями и Росздравнадзором. Такие положения содержатся в проекте правительственной программы госгарантий оказания медпомощи на 2017-2019 годы. Впрочем, новые обязательства вряд ли помогут гражданам бороться с низким качеством медуслуг в стране, считают эксперты.

Проект новой программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи на 2017 год и плановые 2018-2019 годы опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов. Подобные трехлетние программы утверждаются правительством РФ ежегодно: в них регламентируются, например, сроки исполнения различных медуслуг и нормативные затраты для страховых компаний на лечение в поликлиниках, госпитализацию и услуги скорой помощи.

В нынешнем проекте программы, разработанной Минздравом, впервые дается перечень ответственных должностных лиц и организаций, обязанных решать «возникающие проблемы в досудебном порядке». В документе, в частности, говорится, что при обращении граждан с жалобами на «нарушение прав на получение бесплатной медпомощи» их обязаны до суда урегулировать главврачи больниц или руководители их структурных подразделений, страховые компании, органы Росздравнадзора, а также «общественные организации» — включая региональные общественные советы при Росздравнадзоре по защите прав пациентов. В пояснительной записке к документу говорится, что конкретизация механизма по урегулированию жалоб граждан в досудебном порядке усилит «пациентоориентированную направленность программы».

Инициативы идут в русле кампании властей в борьбе с некачественной работой медиков. Так, в июне 2016 года правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предложив штрафовать медучреждения на суммы до 300 тыс. руб. за отказ в бесплатной помощи по полисам ОМС и нарушение порядка ее оказания, а врачей — за выписанные не по инструкциям лекарства и анализы. Впрочем, эксперты тогда сочли, что без штрафов медиков за неправильно установленный диагноз и последующего запрета на занятие медицинской деятельностью законопроект пациента не защитит (см. «Ъ» от 9 июня).

Глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский считает, что этого не сделают и новые положения. «Главврачу в досудебном порядке выплатить моральный ущерб пациенту за ошибку не даст казначейство, страховые компании принадлежат частным собственникам и заинтересованы в сокращении своих издержек, а Росздравнадзор не имеет полномочий по административному преследованию в случае причинения вреда пациентам»,— перечисляет господин Саверский. Эксперт добавляет, что у общественных ведомственных советов также нет прав «рассматривать подобные конфликты». Глава Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов говорит, что программы госгарантий оказания медпомощи составляются «уже лет двадцать, их корректируют, вносят новое, но принципиально ситуацию они не меняют».

Александр Воронов

Здоровье

БФ «Семья вместе»: Народный пробег «Трек года» прошел в 12 странах

Стартовавший в ходе Петербургского международного экономического форума второй сезон народного пробега «Трек года» подошел к…

Общество

Компания «Мария» устроила экскурсию по фабрике в Саратове для участников клуба предпринимателей «Эквиум»

Участники клуба предпринимателей «Эквиум» побывали на мебельной фабрике «Мария» в Саратове. Они увидели современные технологичные…

Общество

Фонд «Семья вместе» провел благотворительную выставку в рамках Московского Марафона

Участниками XI Московского Марафона стали порядка 30 тыс. человек. Впервые в качестве социального партнера Московского…