Жалобы больных выслушают до суда. Минздрав указал ответственных за урегулирование претензий пациентов

Отказы в оказании гражданам бесплатной медпомощи и прочие нарушения прав пациентов обязаны решаться «в досудебном порядке» главврачами больниц, страховыми компаниями и Росздравнадзором. Такие положения содержатся в проекте правительственной программы госгарантий оказания медпомощи на 2017-2019 годы. Впрочем, новые обязательства вряд ли помогут гражданам бороться с низким качеством медуслуг в стране, считают эксперты.

Проект новой программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи на 2017 год и плановые 2018-2019 годы опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов. Подобные трехлетние программы утверждаются правительством РФ ежегодно: в них регламентируются, например, сроки исполнения различных медуслуг и нормативные затраты для страховых компаний на лечение в поликлиниках, госпитализацию и услуги скорой помощи.

В нынешнем проекте программы, разработанной Минздравом, впервые дается перечень ответственных должностных лиц и организаций, обязанных решать «возникающие проблемы в досудебном порядке». В документе, в частности, говорится, что при обращении граждан с жалобами на «нарушение прав на получение бесплатной медпомощи» их обязаны до суда урегулировать главврачи больниц или руководители их структурных подразделений, страховые компании, органы Росздравнадзора, а также «общественные организации» — включая региональные общественные советы при Росздравнадзоре по защите прав пациентов. В пояснительной записке к документу говорится, что конкретизация механизма по урегулированию жалоб граждан в досудебном порядке усилит «пациентоориентированную направленность программы».

Инициативы идут в русле кампании властей в борьбе с некачественной работой медиков. Так, в июне 2016 года правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предложив штрафовать медучреждения на суммы до 300 тыс. руб. за отказ в бесплатной помощи по полисам ОМС и нарушение порядка ее оказания, а врачей — за выписанные не по инструкциям лекарства и анализы. Впрочем, эксперты тогда сочли, что без штрафов медиков за неправильно установленный диагноз и последующего запрета на занятие медицинской деятельностью законопроект пациента не защитит (см. «Ъ» от 9 июня).

Глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский считает, что этого не сделают и новые положения. «Главврачу в досудебном порядке выплатить моральный ущерб пациенту за ошибку не даст казначейство, страховые компании принадлежат частным собственникам и заинтересованы в сокращении своих издержек, а Росздравнадзор не имеет полномочий по административному преследованию в случае причинения вреда пациентам»,— перечисляет господин Саверский. Эксперт добавляет, что у общественных ведомственных советов также нет прав «рассматривать подобные конфликты». Глава Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов говорит, что программы госгарантий оказания медпомощи составляются «уже лет двадцать, их корректируют, вносят новое, но принципиально ситуацию они не меняют».

Александр Воронов

Жалобы больных выслушают до суда. Минздрав указал ответственных за урегулирование претензий пациентов: 1 комментарий

  1. «Проект новой программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи на 2017 год и плановые 2018-2019 годы опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов.»

    Планы — планами, но, если в каком-то деле не решён главнейший вопрос, то и второстепенные вопросы не имеют шансов на благополучное решение. Медицина — одно из самых больных мест нашего существования. Беда, что с платной, что с бесплатной медициной. Бесплатная лишена каких-либо стимулов повышения качества и заинтересованности в результатах работы. У платной просматривается одна цель — получение прибыли от болезней. Врач-бизнесмен заинтересован в том, чтобы обнаружить у пациента как можно больше патологии и тем самым дороже продать свой труд. Врачу-бизнесмену нужно иметь как можно больше больных. На них он зарабатывает и этим самым уподобляется стекольщику, которому для заработка нужно, чтобы стёкла бились и бились.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *