В сентябре 2015 г. Союз потребителей России впервые примет участие в проведении российскими пивоварами Дня ответственного потребления пива. Почему и зачем?
Пиво — самый популярный алкогольный напиток, в России его годовое потребление превышает 10 млрд. литров, это в среднем на одного совершеннолетнего россиянина стакан пива в день. Казалось бы, совсем немного для взрослого человека, однако и такая доза существенно замедляет скорость реакции и ухудшает координацию движений, делая недопустимым последующее управление автомобилем или производственным оборудованием, занятие любой иной деятельностью, связанной с повышенной опасностью.
Что же касается употребления алкогольных напитков, в том числе и самого доступного из них — пива, несовершеннолетними, то оно недопустимо даже в самых малых количествах, поскольку алкоголь может существенно навредить развивающемуся организму, еще не достигшему зрелости. До достижения определенного возраста — в большинстве стран до 18 лет человек не наделяется полной правоспособностью, потому что, как правило, он еще не готов принимать взвешенные и ответственные решения, в том числе связанные с алкоголем — стоит ли его употреблять, в каких условиях, каких количествах, как себя при этом вести. У школьников, начавших употреблять алкоголь — чаще всего в подражание авторитетным для них сверстникам или взрослым, зачастую появляются проблемы со здоровьем, конфликты в семье, в коллективе, трудности с учебой. Поэтому в России и большинстве других странах установлен запрет на продажу алкоголя лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Тем не менее все мы нередко видим подростков, употребляющих спиртное, приобретенное в обход законодательного запрета благодаря недобросовестности отдельных продавцов и равнодушия наблюдающих, а то и помогающих в этом взрослых.
Основная цель многодневной общественной кампании под названием «День ответственного потребления пива», которая в этом году пройдет под девизом «18+ Правила общие, ответственность каждого», состоит в том, чтобы напомнить продавцам о необходимости строго соблюдать запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним, а взрослым покупателям — что покупая его для подростков, они совершают отнюдь не доброе, а весьма вредное для этих ребят дело. И предупредить продавцов, что за продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции на них должен быть наложен административный штраф от 30 до 50 тыс. руб., а на их директоров — от 100 до 200 тыс. руб. и на их организации — от 300 до 500 тыс. руб. Так что если по их вине директор магазина или торговая организация заплатят такие штрафы, продавец в лучшем случае останется без работы, а в худшем — будет долго работать бесплатно, возмещая своим работодателям понесенные по его вине убытки. Для тех же, кто совершил такое не в первый раз, предусмотрена уголовная ответственность в виде крупного штрафа либо исправительных работ на срок до одного года, в том числе с лишением права занимать свои должности или работать в торговле на срок до трех лет.
Безопасность потребления алкоголя зависит не только от качества напитка, но и от возраста пьющего, состояния его здоровья, количества выпитого и условий его потребления. Просвещая потребителей, важно напоминать им, что невоздержанность и неумеренность в потреблении алкогольных напитков может приятное и даже полезное времяпрепровождение превратить в мало приятное и вредное для них самих и окружающих.
Поэтому 18 сентября и в последующие дни в ряде российских городов в торговых точках, продающих пиво, можно будет увидеть не только работников пивоваренных компаний, но и представителей местных общественных объединений потребителей. Мы также постараемся донести через СМИ идеи ответственного потребления пива до самого широкого круга любителей и ценителей этого напитка, самих подростков и их родителей, работников торговли.
Поскольку нам случается получать вопросы и жалобы покупателей алкоголя в связи с требованием продавца к молодо выглядящим покупателям предъявить удостоверение личности, мы также будем разъяснять потребителям законность этого требования, и что таким удостоверением для гражданских лиц является только паспорт. А вот когда в магазине требуют предъявить паспорт, который никто не обязан постоянно носить при себе, от очевидно взрослого человека, это уже злоупотребление правом со стороны продавца и мы советуем в таких случаях жаловаться начальнику этого продавца, а не поможет — обращаться в орган Роспотребнадзора или в общество потребителей вашего города или региона.
В то же время мы считаем, что эту норму следовало бы смягчить, разрешив подтверждать свой возраст любым официальным документом с фотографией, содержащим такую информацию, например, водительскими правами. Мы также призываем Правительство РФ вернуть норму о запрете продажи алкогольных напитков несовершеннолетним в Правила продажи отдельных видов товаров, которые являются основным рабочим документом для продавцов.
В сотрудничестве с Союзом российских пивоваров мы будем добиваться, используя информационные возможности Союза потребителей России и его членов — объединений потребителей, работающих в 52 регионах страны, чтобы все граждане знали и поддерживали законодательные нормы, ограничивающие продажу алкоголя, в том числе пива, несовершеннолетним, чтобы молодые люди с пониманием относились к просьбе продавца предъявить удостоверение личности и, отправляясь в магазин за алкоголем, имели при себе такое удостоверение, чтобы взрослые не поддавались на просьбы подростков купить для них пиво или иной алкоголь и были нетерпимыми к продавцам, отпускающим алкоголь подросткам.
Многие россияне любят хорошее пиво и ценят труд его производителей. Поэтому мы должны вместе делать все от нас зависящее, чтобы его потребление никогда не причиняло вред здоровью и благополучию наших сограждан.
Союз потребителей России (СПРФ)
Ве