14 апреля 2021 года сотрудник НИПЦ «Мемориал» Сергей Прудовский подал вторую кассационную жалобу по иску о признании незаконным отказа ФСБ предоставить копии материалов уголовных дел периода Большого террора или разрешить самостоятельное фотографирование документов в архиве за плату.
Копии архивных документов необходимы Сергую Прудовскому для иллюстраций готовящегося к изданию исторического исследования о харбинской операции НКВД 1937–1938 годов, в ходе которой репрессиям подверглись бывшие служащие Китайско-Восточной железной дороги и их близкие. В рамках этой операции было репрессировано не менее 46 тысяч советских граждан. 19 312 из них сотрудники НКВД приговорили к расстрелу.
Для исторического труда принципиально важно, чтобы описываемые в нем события были подкреплены наглядными доказательствами – копиями архивных документов.
В 2019 году Сергей Прудовский дважды обращался в Центральный архив ФСБ России с просьбой предоставить ему копии находящихся в открытом доступе документов или разрешить их самостоятельное фотографирование на телефон. Все эти документы связаны исключительно с деятельностью органов НКВД. Среди них: протоколы, приказ НКВД, закрытое письмо, предписания начальника 8-го отдела Цесарского Коменданту НКВД о приведении в исполнение приговора в отношении ряда заключенных.
Центральный архив ФСБ ответил, что копии архивных документов предоставляются только жертвам репрессий и их родственникам; ведомственными правовыми актами не предусмотрено фотографирование пользователями архивных документов или предоставление им копий за плату.
Сергей Прудовский обжаловал отказ. Хорошевский районный суд, Мосгорсуд и Второй кассационный суд общей юрисдикции посчитали отказ законным.
Исследователь просит Верховный суд РФ отменить решения нижестоящих судебных инстанций, признать отказ Центрального архива ФСБ России незаконным, обязать ответчика предоставить ему копии запрашиваемых архивных документов или возможность самостоятельного их копирования.
В обосновании кассационной жалобы Сергей Прудовский выразил несогласие с выводом нижестоящей инстанции, посчитавшей, что если федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (п 5. ст. 26) делегирует определение порядка предоставления копий архивных документов исполнительному органу, то ответчик может ограничить право пользователя на получение копий, поскольку административный регламент ведомства не предусматривает такую возможность. То есть, по мнению суда, основанием для ограничения права является подзаконный акт ведомства.
Подобная логика несостоятельна по следующим причинам.
1. Административный регламент ФСБ России № 459 предусматривает выдачу копий. Об этом свидетельствует ряд его пунктов, например пп. 1, 34, 44 и др.
2. Ограничение права возможно только на уровне федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Вывод о том, что ведомственный нормативный акт не является основанием для ограничения права на самостоятельное копирование или получение копий, содержит Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 28.06.2016 № АПЛ16-203.
Федеральные законы не ограничивают выдачу копий или самостоятельное копирование архивных документов, напротив, они указывают на такую возможность пользователя (п. 2 ч.1.1 ст. 24 и ч. 1 ст. 26 ФЗ «Об архивном деле»; ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Следовательно, если регламент ФСБ не предусматривает возможность предоставления или изготовления копий за плату, то он противоречит федеральному законодательству.
3. Запрет на получение копий или на самостоятельное копирование дискриминирует пользователей архива ФСБ по сравнению с пользователями государственных/муниципальных архивов (ГАРФ), которые за фиксированную плату могут получать электронные копии или фотографировать документы, в том числе уголовных дел времен советских репрессий, также хранящихся в ГАРФ. Таким образом, пользователи архивных документов находятся в неравном положении в зависимости от архива, в котором работают. Это неравенство не основано на законе и не преследует конституционно значимых целей, что противоречит ст. 19 Конституции.
4. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2018 № АКПИ18-918 в Центральном архиве Министерства обороны России был признан незаконным «запрет пользователю на использование собственных технических средств без звуковых сигналов и без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям архива при изучении в читальном зале архива дел, документов, справочно-поисковых средств к ним, печатных изданий, доступ к которым не ограничен, для осуществления выписок, набора текста, изготовления копий дел, документов, печатных изданий». По статусу Центральный архив ФСБ равнозначен Центральному архиву Минобороны.
Подробную информацию о судах Сергея Прудовского с ФСБ по данному делу можно посмотреть здесь.