Законопроект по засекречиванию информации о собственниках недвижимости, самолётов и судов нарушает основополагающие принципы национального антикоррупционного законодательства

3 декабря 2015
Технологии

В ближайшее время на заседании Правительства Российской Федерации будет рассмотрен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данный законопроект был инициирован Федеральной службой безопасности, а 5 октября 2015 года его поддержала комиссия Правительства по законопроектной деятельности.

Сейчас сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и сделок с ним находятся в открытом доступе и каждый гражданин имеет возможность их запросить. Законопроект предполагает, что общий доступ ко всем этим сведениям, включая персональные данные владельцев недвижимости, будет закрыт. Однако сведения из ЕГРП, предоставляемые в настоящий момент гражданам по запросу, содержат лишь фамилию, имя и отчество владельца объекта недвижимости, и не содержат персональных данных.

Негативные последствия для прав и свобод граждан Российской Федерации многочисленны: будет ограничено их конституционное право на доступ к информации; при совершении сделок по покупке и переоформлению квартир или земельных участков станет невозможно проверить, кто собственник того или иного объекта недвижимого имущества; как результат, расцветет черный рынок поддельных документов о правах собственности.

С точки зрения АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив “Трансперенси Интернешнл – Р”», в случае принятия законопроекта главный удар будет нанесён по национальному законодательству по противодействию коррупции и по возможности реализовать положения данного законодательства на практике.

1. Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что «противодействие коррупции есть деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».

Таким образом, принятие предлагаемого законопроекта нарушит положение Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части возможности институтов гражданского общества и отдельных граждан России реализовать деятельность по выявлению и предупреждению коррупционных правонарушений методами гражданского антикоррупционного контроля.

2. Статья 7 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются – создание механизмов взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение граждан к более активному участию в противодействии коррупции; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Принятие предлагаемого законопроекта полностью противоречит данным положениям и требованиям Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», особенно в части обеспечения мер, направленных на активное вовлечение граждан России в антикоррупционную деятельность. Фактически предлагаемый законопроект направлен на достижение ровно противоположного результата – максимально ограничить возможности граждан реализовать своё право на гражданский антикоррупционный контроль.

3. Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг., утверждённый Президентом России (в редакции Указа Президента РФ от 15.07.2015 №364) устанавливает, что органы государственной власти Российской Федерации обязаны активизировать работу по формированию у государственных служащих отрицательного отношения к коррупции; привлекать для этого общественные объединения, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и другие институты гражданского общества; каждый установленный факт коррупции в соответствующем органе и организации предавать гласности.

Если предлагаемый законопроект будет принят, это сделает невозможным общественное участие в указанном виде деятельности. Более того, принятие законопроекта будет способствовать формированию у государственных служащих представления о возможности, законности и допустимости сокрытия информации о наличии у них той или иной незадекларированной собственности.

4. Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460, устанавливает, что основным направлением реализации данной стратегии является «обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции».

В случае принятия указанного законопроекта, возможность участия общественных организаций и объединений в противодействии коррупции методами гражданского антикоррупционного контроля деклараций о доходах и имуществе государственных служащих и иных должностных лиц, будет практически ликвидирована.

5. Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460, предусматривает, что её реализация осуществляется путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества и граждан Российской Федерации.

В случае принятия указанного законопроекта, институты гражданского общества, общественные объединения и граждане будут существенно ограничены в возможностях реализации основных направлений Национальной стратегии противодействия коррупции.

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что принятие законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» прямо и безусловно вступит в противоречие с основными положениями национального антикоррупционного законодательства. В связи с этим АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив “Трансперенси Интернешнл – Р”» считает, что указанный законопроект должен быть отклонён.

Общество

Fix Price поможет Ростовскому центру помощи детям №4

Fix Price окажет поддержку Ростовскому центру помощи детям №4, в котором живут дети с ограниченными…

Общество

Больным детям в новых регионах помогает организация «Справедливая помощь Доктора Лизы»

21 мая завершилась тридцать первая гуманитарная миссия Международной благотворительной общественной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы»….

Общество

На сайте павильона «Умный город» появился спецпроект к 30-летию Рунета

Гости сайта узнают, какие возможности появились благодаря порталу «Наш город» и единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС),…