В ближайшее время на заседании Правительства Российской Федерации будет рассмотрен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данный законопроект был инициирован Федеральной службой безопасности, а 5 октября 2015 года его поддержала комиссия Правительства по законопроектной деятельности.
Сейчас сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и сделок с ним находятся в открытом доступе и каждый гражданин имеет возможность их запросить. Законопроект предполагает, что общий доступ ко всем этим сведениям, включая персональные данные владельцев недвижимости, будет закрыт. Однако сведения из ЕГРП, предоставляемые в настоящий момент гражданам по запросу, содержат лишь фамилию, имя и отчество владельца объекта недвижимости, и не содержат персональных данных.
Негативные последствия для прав и свобод граждан Российской Федерации многочисленны: будет ограничено их конституционное право на доступ к информации; при совершении сделок по покупке и переоформлению квартир или земельных участков станет невозможно проверить, кто собственник того или иного объекта недвижимого имущества; как результат, расцветет черный рынок поддельных документов о правах собственности.
С точки зрения АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив “Трансперенси Интернешнл – Р”», в случае принятия законопроекта главный удар будет нанесён по национальному законодательству по противодействию коррупции и по возможности реализовать положения данного законодательства на практике.
1. Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что «противодействие коррупции есть деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».
Таким образом, принятие предлагаемого законопроекта нарушит положение Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части возможности институтов гражданского общества и отдельных граждан России реализовать деятельность по выявлению и предупреждению коррупционных правонарушений методами гражданского антикоррупционного контроля.
2. Статья 7 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются – создание механизмов взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение граждан к более активному участию в противодействии коррупции; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Принятие предлагаемого законопроекта полностью противоречит данным положениям и требованиям Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», особенно в части обеспечения мер, направленных на активное вовлечение граждан России в антикоррупционную деятельность. Фактически предлагаемый законопроект направлен на достижение ровно противоположного результата – максимально ограничить возможности граждан реализовать своё право на гражданский антикоррупционный контроль.
3. Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг., утверждённый Президентом России (в редакции Указа Президента РФ от 15.07.2015 №364) устанавливает, что органы государственной власти Российской Федерации обязаны активизировать работу по формированию у государственных служащих отрицательного отношения к коррупции; привлекать для этого общественные объединения, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и другие институты гражданского общества; каждый установленный факт коррупции в соответствующем органе и организации предавать гласности.
Если предлагаемый законопроект будет принят, это сделает невозможным общественное участие в указанном виде деятельности. Более того, принятие законопроекта будет способствовать формированию у государственных служащих представления о возможности, законности и допустимости сокрытия информации о наличии у них той или иной незадекларированной собственности.
4. Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460, устанавливает, что основным направлением реализации данной стратегии является «обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции».
В случае принятия указанного законопроекта, возможность участия общественных организаций и объединений в противодействии коррупции методами гражданского антикоррупционного контроля деклараций о доходах и имуществе государственных служащих и иных должностных лиц, будет практически ликвидирована.
5. Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460, предусматривает, что её реализация осуществляется путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества и граждан Российской Федерации.
В случае принятия указанного законопроекта, институты гражданского общества, общественные объединения и граждане будут существенно ограничены в возможностях реализации основных направлений Национальной стратегии противодействия коррупции.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что принятие законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» прямо и безусловно вступит в противоречие с основными положениями национального антикоррупционного законодательства. В связи с этим АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив “Трансперенси Интернешнл – Р”» считает, что указанный законопроект должен быть отклонён.