Заградотряд

16 мая 2016
Общество

Победа для нынешней российской власти — универсальный мандат на любую гнусность. Вне страны и внутри. Мы — победители. Раздавили фашистскую гидру. Спасли мир от коричневой чумы. А значит — мы теперь решаем, кто тут фашист. И клеймим. При везении — караем. Шаг в сторону — осквернение памяти павших. А что конвой делает с теми, кто решился на шаг в сторону, — это у сограждан прикладами накрепко забито в генетическую память.

И уж совсем преступление — посметь задуматься, откуда появляется это «мы»? Кого вы победили, кроме вдавленных гусеницами бульдозеров в грязь санкционных сыров, и кого мы победили, кроме противников по игре World of tanks? Власть озабочена выстраиванием собственной легитимности, и власти явно мало декларируемой социологами всенародной поддержки. Власть, ломая историю, как строители ломают старые дома, чтобы проложить очередную магистраль, чертит прямую линию — от Владимира Красное Солнышко и до Владимира Красное Солнышко. Чтобы один у кремлевских ворот стоял (скоро встанет), а второй мимо на работу ехал в бронированном лимузине. И нет для этой схемы ничего страшнее попытки честно говорить об истории — кривой, извилистой, часто — страшной, и  так не похожей на шоссе с потемкинскими (мединскими) нарядными деревеньками по краям.

«Бессмертный полк», придуманный когда-то в городе Томске и поддержанный тамошним оппозиционным телеканалом, ныне закрытым, — бомба под этот лакированный, сувенирный, поддельный мир квазиистории, в котором все, что было на нашей земле, — ради того только и было, чтобы очередной откормленный агитатор мог ругать агрессивный Северо-Атлантический блок, отвлекая бормотанием своим внимание жителей России от работы кружка любителей старинных виолончелей.

У меня нет готового ответа на вопрос, что сделало «Бессмертный полк» массовым по-настоящему. Ответа нет, есть версия. Это — голод. Голод по живой истории. Попытка найти в кровавом болоте русского двадцатого века твердую почву. Не может человек — существо историческое — вечно тонуть в болоте. Нужна человеку не вызывающая сомнений точка отсчета. Причем — это важно — своя.

Преодоление великого зла ценой великой жертвы — чем не точка отсчета? Без «до» — до ведь кровавый пир рябого чудища, без «после» — после замена соседям одной несвободы на другую, и много всякого прочего. Дальше — можно говорить и про «до», и про «после», но уже — имея хоть какую-то опору.

«Бессмертный полк» атомизирует историю страны, здесь каждый — со своими, веселыми и настоящими людьми, которые умерли или выжили, перенеся такое, чего перенести нельзя, чтобы дать ему — лично ему, мне, вам, — шанс на жизнь. На нормальную человеческую жизнь. В этом узком, тесном, личном пространстве нет места для лжи, а вот для любви места достаточно. Они сражались, умирали и выживали — за свободу (именно это, кстати, писали на своих плакатах союзники, которых нынче российская власть поверстала в фашисты, пользуясь вымышленным мандатом (см. ниже).

плакат.jpg

«Бессмертный полк» — момент приватизации истории, которую власть всеми силами пытается национализировать ради последующего выхолащивания. Еще бы не бомба. Еще бы не бояться этого «мероприятия», которое даже главного небожителя на час превращает в живого человека. И у главного небожителя ведь отец — простой русский солдат.

Понятен страх перед живым и желание омертвить живое. Еще в прошлом году наметившиеся попытки создать чуть ли не «контролирующие организации». Порыв «помочь» — с распечатками фотографий на однообразных табличках. Непорядок ведь, когда люди идут с настоящими — мятыми, тертыми, выцветшими, помнящими прикосновения многих рук фотографиями. Пехотных ратей и «армат» однообразную красивость может это дело нарушить. Тонко действуют и те безвестные чинуши, по поручению которых набирают в сети массовку — с обычными лицами по восемьсот рублей, с одухотворенными — аж по тысяче. Они, конечно, так работают, потому что по-другому не умеют. Но попадают в цель: ссылки на «предложения заработать» иного оттолкнут, заставят кривить лицо при упоминании «Бессмертного полка» (каюсь, сам поддался, — и фотографию дедушкину приготовил, чтобы выйти с ней на улицу, да не вышел). И к тому же создают иллюзию контроля — еще один митинг нанятых и согнанных за все хорошее против всего плохого. Ничего живого, то есть ничего страшного.

Прокурор Крыма Наталья Поклонская, оторвавшаяся ненадолго от охоты за мыслепреступниками, чтобы выйти на «Бессмертный полк» с иконой царя-страстотерпца, ни к ней, ни к Великой отечественной отношения не имеющего, — тоже попадает в цель. И псевдоисторик из «Антимайдана» Николай Стариков, еще в прошлом году почувствовавший опасность «Бессмертного полка» для нового провластного мифа — он тогда писал: «Вместо того, чтобы праздновать силу русского оружия, несгибаемого духа нашего народа, силу народного единения в деле достижения общей победы, вы отмечаете… погибших на этой войне. Они становятся центральным местом праздника», вот ведь преступление, да? — а в этом прибежавший на акцию с портретом маршала Рокоссовского, каковой маршал никаким боком псевдоисторику не родич, — отрабатывает на отлично. Они — наощупь, интуитивно находят способы живую память вернуть в то гетто, где все, от Рюрика до Жукова, приближали торжество нынешнего лидера нации. В липкий ком, который лишний раз не тронешь, превратить живую историю и спрятать в лакированный сундучок. Где нет ничего своего, все — государственное, где нет граждан, и люди — тоже государственная собственность. Кстати, юноша, притащившийся на лондонский «Бессмертный полк» с портретом Сталина, откровенно признается, что идея ему пришла в голову после чтения трудов Старикова.

Куда честнее профессиональный хулитель киевской хунты Вячеслав Никонов, несший портрет дедушки — наркома Молотова. Во-первых, внуку дедушку любить не запретишь, а во-вторых, разве не с бумажки, которую подмахнул нарком, началась Вторая мировая? Тоже, получается, в некотором роде ветеран.

Память — это ведь всегда отступление: шагнуть назад, посмотреть на тех, кто до нас жил, и потом уже, подумав, снова идти вперед. На пути памяти сегодня — чекистский заградотряд, прокуроры и негодяи с чужими портретами. Историю в панамский офшор не выведешь, но украсть — задача вполне достижимая. Вот они и крадут.

Совсем не обязательно, конечно, ходить по улице с портретом погибшего деда. Дело личное. А дело общее — не дать заградотряду превратить это личное дело в продолжение военного парада. Вот, значит, у нас, мотострелки, вот десантники, вот танки, а вот покойники. Прокуроры с иконами и агитаторы с портретами маршалов, они ведь ровно это и говорят: «Ничего личного!» Давайте не будем им верить.

Иван Давыдов

Стиль жизни

Российский писатель рассказала, как следует встречать Новый Год

Российский философ, писатель, исследователь времени Евдокия Лучезарнова считает, что накануне Нового Года она советует «прибраться…

Общество

На HR EXPO PRO ЛЮДЕЙ 2024 обсудят влияние человека на развитие бизнеса и достижение успеха

С 25 по 26 ноября в Цифровом Деловом Пространстве состоится главное HR-событие года – выставка-конференция…

Здоровье

«Когда тревожность накрывает, она блокирует способность мыслить рационально» — психолог Алина Агеева

Тревожность — одно из самых распространённых эмоциональных состояний, с которым сталкиваются люди. Она возникает из-за…