Ютуб vs старый «ящик»

22 июля 2019
Общество

Конец тотальной гегемонии ТВ

Жизнь телевидения к середине лета традиционно замирает. Начинается пора повторов. Отдельные бойцы еще воюют на полях пропагандистских сражений, но их крики и призывы все больше напоминают информационный шум. Интересно было бы ради эксперимента поставить и их шоу на повторы — уверена, что мало кто из зрителей это заметил бы. Шумят, братцы, шумят, Украину осуждают, Америку клеймят, врагов России без устали развенчивают. Разве что фамилии врагов время от времени меняются, а так — все одно и то же.

Вот Никита Михалков, который гоняет бесов на телеканале «Россия 24», объявил, что «Бесогон» уходит в отпуск, но аудитория не заметит потери бойца: «Летом можно будет смотреть повторные выпуски из «нашей золотой коллекции». Не сразу обратив внимание на предупреждение Мастера и сидя спиной к телевизору, немного удивилась, услышав, как он в июле 2019 выводит на чистую воду тех, кто посмел выступить против запрета на прокат в России фильма «Смерть Сталина». Лишь повернувшись к экрану, увидела плашку в углу кадра: «Повтор от февраля 2018».

Была когда-то в эфире программа под названием «Старый телевизор» (хорошая, кстати, ретропрограмма). Сегодня это название можно считать метафорой по отношению к традиционному эфирному телевидению. Этот старый «ящик» — громоздкий, архаичный, «черно-белый» по большинству позиций уступает Новому Телевизору — Ютубу, куда постепенно перемещаются и самые яркие медийные персоны, и — вслед за ними — самая привлекательная аудитория: молодая, продвинутая, не поддающаяся привычному зомбированию старого ТВ.

Много лет подряд мы с коллегой Ксенией Лариной ведем по субботам в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программу «Человек из телевизора». В минувшем сезоне не только мы, но и наши постоянные слушатели обратили внимание на то, что все меньше в ряду обсуждаемых проектов — собственно ТВ-продукции и все больше — программ разнообразных ютуб-каналов, в связи с чем слушатели даже предлагают переименовать программу в «Человека из Ютуба».

Даже программы старого телевизора многие зрители сейчас смотрят (если смотрят) в интернете. По данным аналитической компании Mediascop, в день в интернет заходит в среднем 75% жителей крупных городов, тогда как телевизор в день смотрят в среднем 70,4% горожан.

Как точно сформулировал генеральный продюсер телеканала «Пятница» Николай Картозия, «нет больше никакой гегемонии ТВ. Ютуб уравнял в правах Дудя и Познера. «Пацанок» и шоу «Голос». О том, как делать новое нестыдное ТВ, разговаривал с бывшим коллегой по НТВ в одном из выпусков авторского ютуб-канала «Редакция» известный тележурналист Алексей Пивоваров.

«Почему телик считают стыдным сейчас?» — спросил он у Картозии.

Ответ на поверхности: «На ТВ много ненависти, много неправды в информационной составляющей, очень много того, что бывший руководитель НТВ Евгений Киселев называл фигурой умолчания».

«Что быть тележурналистом в 2019 году, мягко говоря, сложно — не новость, — писал на своей странице в фейсбуке Пивоваров, запуская в марте этого года ютуб-канал «Редакция». — Дело не столько даже в цензуре и фактическом исчезновении этой профессии в России, а в том, что технологически тележурналистика переместилась куда-то в область милой архаики. Кто сейчас узнает новости по телевизору? Даже если завтра в стране и мире наступит тотальная свобода слова — никто и никогда больше не будет ждать информационного выпуска, чтобы узнать «свежатинку» от любимого репортера. Нет, этот рынок телик навсегда проиграл гаджетам, пушам и стримам. Мы видим, как в России Ютуб окончательно превратился в Новый Телевизор — здесь уже полно качественных и профессионально сделанных ток-шоу, крутых интервью и классных ведущих. Здесь будет то, что мы умеем делать, — качественная журналистика».

Сказано — сделано. Буквально за несколько месяцев Пивоваров со своей «Редакцией» стал одним из самых уважаемых видеоблогеров. Он обращается к самым актуальным темам, о которых либо умалчивает, либо откровенно врет архаичный старый «ящик». «Сестры Хачатурян — почему это касается каждого», «Чем стал Чернобыль, что и сегодня продолжает фонить» (по следам нашумевшего сериала), «Сколько стоит компромисс с властью» (участвуют Познер, Собчак, Ходорковский, «Сталингулаг»), события в Екатеринбурге, авиакатастрофа суперджета Сухой в Шереметьево (разбор полетов), «Природа политического смеха» — каждую среду выходит новый выпуск «Редакции», набирающий сотни тысяч просмотров.

Самый распространенный жанр в ютуб-пространстве — интервью. В нем успешно работают Юрий Дудь с программой «вДудь», Ирина Шихман с программой «А поговорить?», Ксения Собчак с шоу «Осторожно, Собчак!». Все они в прошлом — телевизионные журналисты, не побоявшиеся бросить привычную среду и начать осваивать новые для них форматы.

Юрий Дудь, собаку съевший на интервью, недавно поразил свою аудиторию отважным вторжением совсем уж в новую для себя область, сняв двухчасовой фильм «Колыма. Родина нашего страха». А Ирина Шихман выложила в интернете две части собственного фильма «Тюрьма. Исправь меня, если можешь», в котором приняли участие жертвы современной пенитенциарной системы, на собственной шкуре познавшие все ее «прелести».

Именно в Ютуб перенес Леонид Парфенов новые серии своего знаменитого проекта «Намедни» — 1946–1951, за которые по логике должны были бы бороться все крупные эфирные телеканалы. Он же ранее открыл видеоблог «Парфенон» — своего рода видеодневник, в котором делится впечатлениями от главных политических событий недели, а также от путешествий, премьер, выставок, на которых побывал.

Помимо интервью, документального кино, аналитики, расследований (в них нет равных «Навальный LIVE» и его автору) в интернете появились познавательно-развлекательные шоу популярных телеведущих Андрея Макаревича («Смак») и Михаила Ширвиндта («Кулинарные путешествия»).

Олег Меньшиков не регулярно, но размещает в Ютубе свое шоу, куда приглашает на откровенный разговор селебритис — Аллу Пугачеву, Виктора Сухорукова, Данилу Козловского, Вячеслава Полунина. Шоу Меньшикова снимается в присутствии полного зала зрителей — в театре Ермоловой. В апреле, когда Алла Пугачева справляла юбилей, случилось невиданное: шоу Меньшикова с ее участием было целиком показано на Первом канале и смотрелось как абсолютно полноценный, качественный телевизионный продукт.

Нет пока в Ютубе дискуссионных общественно-политических ток-шоу — все ж таки этот жанр трудоемкий, требующий больших организационных усилий. Но скорее всего — появятся и дискуссии. Ютуб называют территорией свободы — и это многое объясняет: и присутствие в нем настоящих телезвезд, и разнообразие жанров, и смелость ведущих в выборе тем, и масштаб гостей, приглашаемых в разные программы.

В старом же «ящике» — сплошь запреты, стоп-листы, тотальный контроль, ложь, страх. И, как следствие, — застой и запустение. Впрочем, многие зрители этого пока не замечают. Привычка свыше им дана.

Ирина Петровская
Обозреватель «Новой»

Общество

Пункты «Москва помогает» работают на 25 площадках фестиваля «Пасхальный дар»

Подарки для участников специальной военной операции и жителей новых регионов России принимают с 11:00 до…

Общество

Уже более 1,5 тысячи человек подали заявки на соискание премии «Новатор Москвы»

Участникам конкурса предстоит продемонстрировать собственные инновационные и экономически перспективные разработки. Более 1,5 тысячи кандидатов подали…

Общество

Экскурсии, спектакли, квесты: как пройдут дни открытых дверей в московских школах искусств

Они станут подготовкой к новой приемной кампании, которая начнется 15 апреля и продлится до 15…