Юбилей 1937 года. Что нужно помнить о советском терроре

2 августа 2017
Общество

Нынешняя мода на антисталинизм в каком-то смысле вредна. Большая история разменивается на текущую чепуху и быстро обесценивается

В знаменитом рассказе Солженицына бдительный комендант железнодорожной станции сдал госбезопасности пассажира, который не знал о переименовании Царицына в Сталинград. Главный редактор «Нового мира» Твардовский при публикации не поверил, что такая ситуация была возможна – в самом деле, к началу войны, когда происходило действие рассказа, Царицын уже полтора десятилетия носил новое имя – неужели были люди, которые об этом не знали? Солженицын настоял, что такое было, рассказ был напечатан и стал хрестоматийным.

Если читать его сейчас, эпизод со Сталинградом сомнений давно не вызывает, зато можно споткнуться в другом месте, где трудности перевода с советского на несоветский срабатывают строго наоборот – там уже комендант не понимает пассажира, который, рассуждая о всеобщей подозрительности, многозначительно уточняет, что она началась еще до войны – «после тридцать седьмого», и комендант удивляется: «А что было в тридцать седьмом? Испанская война?» В 1962 году, когда рассказ был написан, словосочетание «тридцать седьмой» уже стало однозначным символом всех сталинских репрессий, но это брендирование тридцать седьмого – черта именно последующих эпох, начиная с хрущевской. Сейчас и эпитет «сталинские» отсылает скорее к перестроечной и шестидесятнической публицистике, наивно пытавшейся отделить сталинизм от остальной советской истории. Зловещая слава тридцать седьмого года померкла в сравнении с другими досталинскими, сталинскими и послесталинскими годами, и первым ниспровергателем памятной даты по иронии судьбы оказался тот же Солженицын, который в «ГУЛАГе» называет 1937-й «Волгой народного горя» в том смысле, что до и после него объем горя был с Обь и Енисей соответственно – реки, более полноводные, но менее прославленные, чем Волга («Скажи крымскому татарину, калмыку или чечену – “тридцать седьмой” – он только плечами пожмет. А Ленинграду что тридцать седьмой, когда прежде был тридцать пятый?»).

В 2017-м репутация 1937-го ⁠менее однозначна, чем ⁠тридцать или пятьдесят ⁠лет назад – даже если забыть о поклонниках Сталина, ⁠с точки зрения которых террор был оправдан и эффективен, прежние представления ⁠о репрессиях давно пережили ревизию. Популярной (настолько, что ее постоянно приходится опровергать с цифрами) точкой зрения остается представление о 1937 годе как о времени наиболее активного уничтожения прежде всего старых большевиков, которые сами в прошлом были запятнаны кровью и потому не заслуживают особой жалости. В этой логике кто выделяет тридцать седьмой из остальных советских лет, тот идет на компромисс с кровавой советской историей. Важнейший для неофициальной политики памяти проект «Последний адрес» критикуют с той же точки зрения – когда среди увековечиваемых вдруг оказываются, например, палачи Тамбовского восстания, это может восприниматься как подспудное оправдание досталинского террора, часто еще более кровавого и бесчеловечного, чем сталинский. Постсоветское представление о сталинизме становится несочетаемым даже с антисталинской версией советского, и та точка консенсуса, какой 1937-й был еще в начале девяностых, стала теперь точкой, в которой сходятся все противоречия современного массового восприятия советской истории.

В 2017-м говорят о 1937-м, конечно, совсем не потому, что сейчас исполняется восемьдесят лет «Волге народного горя». Любой массовый интерес к прошлому основан на настоящем, и очередная актуальность сталинизма в России связана не с юбилейными датами, а с развитием современного отечественного авторитаризма, который, каким бы мягким он ни был в сравнении со сталинским, во многом воспроизводит и его логику, и его этику. В России сейчас регулярно ставят памятники Сталину, печатают множество книг, оправдывающих и воспевающих Сталина, но гораздо более сталинскими чертами нашего времени стоит считать и рекордное огосударствление общественной жизни, и превращение государственного (прежде всего силового) аппарата в полноценный эксплуататорский класс, и навязывание общественному мнению представления о высших государственных интересах, во имя которых можно многим пожертвовать или хотя бы потерпеть. Эти свойства путинской России делают ее более сталинской, чем памятники Сталину, и то, с какой скоростью антисталинская тема отвоевывает себе пространство в антипутинском дискурсе, указывает на прямую связь между реальностью и памятью – на ежегодных чтениях имен у Соловецкого камня встречаются завсегдатаи протестных митингов, а в неподцензурной прессе рядом с критическими колонками о нынешней власти публикуются большие статьи о сталинизме.

Логично было бы порадоваться возвращению истории в актуальные споры и разговоры, но ситуативный интерес к прошлому в каком-то смысле и вреден – большая история разменивается на текущую чепуху и быстро обесценивается. Нынешняя антипутинская мода на антисталинизм имеет ту же природу, что и путинский культ войны и победы, который наверняка выгоден власти с точки зрения общественной мобилизации и лояльности, но безжалостно превращает историю в набор штампов и лозунгов ограниченного срока годности; попробуйте представить, как будет отмечаться (и будет ли) 9 Мая при любой власти, которая придет Путину на смену. Георгиевская ленточка как политический символ и «Можем повторить» как модный лозунг на международную тему – это предательство по отношению к тем, кто воевал и погибал в 1941–1945 годах. Таким же предательством по отношению к миллионам погибших станет и депутинизация под видом десталинизации. Превращение общих ценностей в партийные или тусовочные – явление очень опасное; да, конечно, такое превращение или присвоение неизбежно, когда ценность интересует только одну партию или тусовку, но все дальнейшее зависит от ответственного и тактичного поведения этой партии, и вот с этим в России беда – ни такта, ни ответственности, ни чувства меры у основных участников общественных процессов нет ни с провластной, ни с антивластной стороны, и очень велик риск, что входящий сейчас в моду антисталинизм будет развиваться по той же логике, благодаря которой мы давно не можем всерьез слушать, как кто-то кого-то обвиняет в фашизме – даже самые сильные слова, будучи затасканными, теряют свою силу и превращаются в анекдот. Когда на пике перестройки Егор Летов пел гимны «Новому тридцать седьмому», это имело ту же самую причину – если память о зле делается фактором политической конъюнктуры, самым логичным нонконформистским поступком станет полемика с этой памятью и демонстративная солидарность со злом. Сейчас, когда автор лучшего за последние годы исследования о ГУЛАГе Энн Эпплбаум с легкостью необыкновенной перебрасывает мостики из сталинского СССР в путинский Крым, это обесценивает все, что Эпплбаум говорила о сталинизме прежде – историческая трагедия в любом случае не заслуживает того, чтобы растаскивать ее на актуальные лозунги.

Катастрофа, пережитая Россией в двадцатом веке, до сих пор не стала предметом общенационального консенсуса. Возможен ли такой консенсус в принципе – очевидно, вопрос послепутинского будущего. Время здесь играет в пользу консенсуса – чем дальше от нас советское прошлое, тем меньше значения имеют его внутренние границы, оттенки сливаются в одно пятно, и уже невозможно всерьез противопоставлять злому Сталину доброго Ленина или даже Хрущева – Дон и Кубань расказачивал не Сталин, и не Сталин давил танками Новочеркасск; рано или поздно шестидесятнический антисталинизм уступит место представлению о советском терроре вообще, частным случаем которого был сталинизм. Советский трагический опыт станет основой национальной идентификации («мы это мы, потому что наши предки пережили советский ад»), а угроза реванша в такой конструкции будет исходить не от симпатизирующих Сталину этатистов, а от левых либералов, которые, следуя общемировым интеллектуальным модам, привыкли игнорировать уникальный российский опыт левой диктатуры.

В послепутинской России обществу предстоит спорить не о Сталине (разговоры о его менеджерской эффективности, хочется надеяться, останутся в нашем времени), а о более масштабных вещах – прежде всего о степени ответственности народа за преступления советского режима и о левой идее, так трагически реализованной в нашей стране. Очевидно, это связанные между собой вопросы, и можно выбирать, кто виноват, что все так вышло, – заведомо людоедская идея или заведомо настроенный на рабство и подчинение народ. От этого выбора будет зависеть несопоставимо больше, чем сейчас зависит от споров о Сталине.

Олег Кашин
Журналист

Общество

Инновации в уборке снега: автоматизированные системы контроля подтверждают свою эффективность

Синоптики прогнозируют этой зимой умеренное количество осадков на европейской территории страны. Тем не менее власти…

Технологии

Huawei опубликовала десять главных тенденций развития центров обработки данных в 2025 году 

Компания Huawei провела конференцию «Десять главных тенденций развития ЦОД в 2025 году». На конференции Яо…

экономика

Шахта им. А.Д. Рубана объявила о новом рекорде по подготовке горных выработок

Бригада Александра Беркуты шахты им. А. Д. Рубана АО «СУЭК-Кузбасс» в 2024 году выполнила подготовку…