Взятка непреодолимой силы. Как защитить коррупционные права чиновника

Любую взятку можно оправдать форс-мажором: человек слаб, желание обогатиться часто имеет для него непреодолимую силу

Минюст хочет так поправить законодательство о борьбе с коррупцией, чтобы снять ответственность за несоблюдение запретов и ограничений «вследствие обстоятельств непреодолимой силы». Как пишут «Ведомости», поправки готовятся во исполнение одного из пунктов Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы, а в их разработке вместе с Минюстом участвуют Минтруд, МВД, Генпрокуратура и Следственный комитет. Доклад о необходимых изменениях в федеральный закон «О противодействии коррупции» внесен в правительство.

В уведомлении о начале разработки поправок Минюст пишет, что иногда «соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, не возможно в силу объективных причин» (орфография Минюста сохранена). Поэтому нарушивший запрет должен освобождаться от ответственности.

Примеров Минюст не приводит, но нетрудно представить их самим.

Обстоятельства непреодолимой силы короче ⁠называются форс-мажором. В статье ⁠401 ГК РФ ⁠непреодолимая сила трактуется как чрезвычайное и непредотвратимое при ⁠сложившихся условиях обстоятельство. Речь там идет о соблюдении обязательств (обычно по ⁠различным договорам). Полного списка ситуаций не существует, непреодолимость каждый раз оценивается по факту, часто судами.

Юристы выделяют характерные черты форс-мажора: непредвиденность; нежелательность; непредотвратимость. Чаще всего обстоятельства непреодолимой силы делят на две группы: природные явления – землетрясения, ураганы, наводнения и так далее; явления социального характера – войны, техногенные катастрофы, запреты, вводимые государственными органами. В договорах принято детально прописывать возможные форс-мажоры – чтобы потом легче было разбираться в суде.

Как, исходя из всего этого, может выглядеть форс-мажор по коррупционным нарушениям?

Допустим, вы чиновник и получили откат по госконтракту от компании, получившей заказ. Деньги были переведены на аффилированный с вами счет в офшоре. В чем тут форс-мажор? Конечно же, в том, что вы не могли предвидеть, что подрядчик решит отблагодарить вас! А также не хотели этого (мамой клянусь!) и не могли предотвратить (номер счета любой дурак легко узнает, сегодня информацию не скроешь).

Допустим, вы чиновник и устроили госконтракт фирме своего племянника, но не заявили о конфликте интересов. Каковы обстоятельства непреодолимой силы? Вы хотели заявить, но в этот момент случилась парочка ураганов в средней полосе, а на Северном Кавказе – оползень, и у вас прямо память как отшибло! Ну бывает же. Теща с Северного Кавказа, все близко к сердцу воспринимается. Да даже более простые вещи: хотел подписать заявление о конфликте интересов, а в ручке закончились чернила – объективная причина? Объективная.

Допустим, вы чиновник среднего звена и через вас идет регулярный поток взяток наверх, к вашему начальнику, а вы получаете свою небольшую долю. Тут совсем просто: вы получили приказ, от его выполнения зависит ваша карьера, а то и жизнь – попробуйте преодолеть такое обстоятельство!

Допустим, вы чиновник и вам передали в ресторане чемодан наличных долларов за вашу правильную позицию при принятии важного решения. Конечно, вы этого не хотели (тут опять мама), конечно, не могли предотвратить – в ресторан любой может зайти с чемоданом, конечно, не могли предвидеть – ждали сделки в другой момент в другом месте.

Вообще, любую взятку можно оправдать форс-мажором: ведь когда вы чиновник и видите огромную кучу денег, невозможно устоять перед тем, чтобы освоить их. Человек слаб, желание обогатиться часто имеет для него непреодолимую силу.

Минюст обещает, что конкретные примеры и формулировки появятся в процессе общественного обсуждения документа. Наверное, мы можем надеяться и на то, что они появятся в трудовых договорах чиновников – подробный список форс-мажоров, при которых взятка не взятка, конфликт интересов не конфликт интересов, счет в офшоре не счет в офшоре. Права работника должны быть защищены.

Естественно, этот список и эти договоры должны остаться непубличными, как непублична работа квалификационных комиссий, проверяющих чиновников на конфликт интересов и соответствие реальности деклараций о доходах.

Остается маленький, но сложный вопрос. Если обстоятельством непреодолимой силы в бизнесе принято считать запреты, вводимые госорганами, являются ли таковые форс-мажором для чиновника? Запрет на коррупцию может ли считаться форс-мажором, отменяющим ответственность за коррупцию? Тут возможны новые плодотворные идеи, и мы надеемся, что они появятся при обсуждении проекта документа.

Кстати, Transparency International только что опубликовала Индекс восприятия коррупции за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180, опустившись за год на три места, и набрала 28 баллов из 100. Столько же баллов набрали Папуа – Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика. Вот ведь тоже обстоятельство непреодолимой силы: если общество считает, что ты коррупционер, попробуй докажи обратное.

Андрей Синицын
Шеф-редактор «Мнений»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *