Выборы и нехотяи

Велемир Хлебников («президент Земшара») величал сограждан, проводящих жизнь на боку, нехотяями. Может, излишне сурово, но что с него, президента, возьмешь.

Есть простой, многократно подтвержденный эмпирический закон: голосовать ходят не более 60% тех, кто обещал это сделать во время предвыборных опросов. По данным разных социологических служб, доля заявивших о намерении голосовать 18 сентября, колеблется около 60%. Значит, есть смысл ожидать реальной явки никак не более 40-45% — при том понимании, что в Чечне и прочих близких по духу республиках показатели явки, как обычно, подтянут к 90% и выше.

Отсюда три простых вывода. Во-первых, вес каждого голоса заметно возрастает: если явка меньше половины, каждый голосующий выступает как бы от имени двух с лишним избирателей. Во-вторых, несоразмерно увеличивается доля регионов с «особым электоральным режимом». Из 80 с лишним субъектов РФ таких регионов не более 20, но, учитывая, что там легко нарисуют нужные цифры явки и голосов «за кого надо», в общем итоге их доля увеличится до трети, если не более. Поэтому, в-третьих, выборы приобретают новый смысл: вопрос уже не в том, кто пройдет в Думу (какая, собственно, разница, если при авторитарном режиме парламент играет декоративную роль!), а в том, кто представляет население России: реальные граждане крупных европеизированных городов, которые пребывают в глубокой апатии и разочаровании, или «мертвые души», которых мобилизуют элиты условной «электоральной Азии».

Второй вариант более чем устраивает номенклатуру, которая все очевиднее склоняется к режиму стабильности по узбекскому, туркменскому или чеченскому образцу. Стратегия низкой явки, когда города демонстрируют свое раздражение в виде абсентеизма и таким образом вычитают себя из политического процесса, а освободившееся место занимает академик Кадыров с его фальсифицированным воинством, очень даже на руку высшему руководству.

Прикинем на пальцах. В Чечне округленно 0.7 млн. избирателей. В 2012 г. на президентских выборах официальный показатель явки там был 99.8%. Из них за В.В.Путина – 99.6%. Как обеспечиваются такие цифры, людям, имеющим опыт в жизни в СССР, объяснять не надо. В Петербурге 3.8 млн. избирателей – в пять раз больше. Но если явка в Питере составит, допустим, 40% (примерно 1.5 млн. голосующих), разница уменьшается уже до двукратной. При этом «голоса» из Чечни целиком уходят в одну корзину, а в Петербурге они, несмотря на фальсификационные усилия руководства, все равно расходятся по разным. В итоге суммарный вклад в копилку партии власти со стороны города-гиганта, второй столицы России, оказывается соизмеримым с вкладом маленькой, но гордой горской республики — несмотря на пятикратную разницу в весовых категориях.

Ну, и кто же при таком раскладе определяет политическое будущее страны? И кого в Кремле больше любят? А главное, эта нехитрая электоральная ария двадцать раз кряду исполняется и в других субъектах федерации, сходных по манере голосования: в Дагестане, Ингушетии, Башкортостане и пр.

Вот, например, как на предыдущих выборах в Госдуму в 2011 г. «голосовали» в одном из горных районов Дагестана.
2563536

Вероятность такого совпадения результатов в трех десятках избирательных участков примерно равна вероятности того, что в 30 электричках, последовательно прибывающих на вокзал, окажется ровно 90% болельщиков, допустим, ЦСКА и 10% Динамо. И при этом не более 1% сторонников Спартака, Локомотива, Зенита и всех прочих. Или, говоря по-русски, вероятность стремится к нулю. Ну и что?! Вот же перед вами официальные результаты: очевидное — невероятное. Ключевое условие получения таких выдающихся результатов – полное отсутствие независимого контроля на избирательных участках. Именно этим территории с «особым электоральным режимом» и дороги руководству.

В больших городах такое невозможно. Поэтому власть крайне заинтересована в том, чтобы города эти выборы проспали. Пусть себе бухтят на кухнях, уходят во внутреннюю эмиграцию, гордо игнорируют и утешают себя тем, что не садятся играть с наперсточниками или не разбираются в сортах г… Очень хорошо: номенклатуре вполне достаточно, что в сортах этого вещества разбираются прикормленные местные номенклатуры. Они и решат за вас, сколько каких его разновидностей будет представлено в составе нового законодательного органа. И не надо потом возмущаться, что с Охотного ряда расходятся волны этакого специфического запаха.

Что делать? Во-первых, идти на выборы. Ничуть не обольщаясь, но твердо помня, что 18 сентября один ваш голос будет стоить двух, и даже с гаком. Во-вторых (что труднее) – озаботиться организацией гражданского контроля за подсчетом голосов, что теоретически гарантировано избирательными законами Российской Федерации, но крайне не приветствуется бюрократией, которая любит формировать удобные для нее результаты народного волеизъявления в тишине и покое, без лишних глаз.

Для тех, кто не готов примириться с превращением России в электоральный Узбекистан (здесь совпадают интересы не только большинства граждан, но и части европеизированных городских элит) мы возобновляем систему независимого контроля за подсчетом голосов под названием Народный избирком. Детальнее проект, включая его драматическую пятилетнюю историю, описан на только что открытом сайте www.narizbir.com, а сейчас вкратце о сути.

Основная часть электорального фальсификата реализуется после формирования протоколов на избирательных участках, но до их ввода в ГАС «Выборы» на втором этаже электоральной иерархии — в территориальных избирательных комиссиях. Именно здесь и надо ставить гражданский блок против манипуляторов. Технически задача выглядит просто: необходимо собрать и обработать как можно больше первичных, еще не искаженных протоколов прямо с участков, не оставляя фальсификаторам времени и места для их перекройки. Естественно, взять под контроль все почти 100 000 избирательных участков России нам не под силу. Но этого и не нужно: достаточно получить репрезентативно распределенную выборку, позволяющую судить о реальных итогах голосования. В идеале — 5% (около 5000 УИК) от всего массива хватило бы за глаза. Значит, нам потребуется около 5 тысяч добросовестных участников, имеющих законный статус наблюдателей, журналистов или членов участковых избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса. Все они по закону имеют право получить копию участкового протокола сразу после его составления.

После этого задача участника сводится к тому, чтобы послать два СМС в общую базу данных: одно с итогами голосования по партийным спискам, и другое по одномандатным кандидатам. Специальное программное обеспечение интегрирует данные и сразу представляет их в виде инфографики в эфире ТВ «Дождь» и в интернете. Прежде всего на сайтах информационных партнеров, включая «Новую газету», которая стояла у истоков идеи выборочного контроля за чистотой подсчета.

Проект имеет исключительно легальную гражданскую природу, он подчеркнуто вне партийных интересов: нас интересует только чистота процедуры, а уж как там Его Величество избиратель проголосует, так мы и покажем. Поэтому к участию приглашаются наблюдатели и члены участковых комиссий от всех партийных структур и кандидатов-одномандатников, заинтересованные в добросовестном подсчете. От них требуется лишь заранее получить регистрацию на сайтеhttp://narizbir.com или в любой из ассоциаций электоральных наблюдателей, заложивших основу проекта:http://nabludatel.org/, http://sonarus.org/, http://www.golosinfo.org/. Надеемся, число участников будет расширяться. Троллей и ботов просим не беспокоиться — в системе предусмотрен механизм отсечения.

На данном этапе, имея в виду ограниченность организационных и кадровых ресурсов, перед нами стоит задача-минимум – охватить репрезентативной выборкой 35 одномандатных округов в 9 субъектах Федерации. Это значительно больше, чем прежде, когда наблюдение концентрировалось главным образом в двух столицах, но недостаточно, чтобы распространять результаты на всю страну. Однако система будет готова принимать СМС с протокольными данными с абсолютного большинства избирательных участков во всех регионах – и чем больше честных данных мы получим, тем достовернее будет итоговая оценка.

Так что милости просим присоединяться – чтобы выборы не прошли в полусне. И чтобы потом не было мучительно больно.

Дмитрий Орешкин
политолог