Гражданам придется определяться, кто они прежде всего – верующие или трудящиеся. В этом году Первомай совпадает с православной Пасхой. Что выбрать: демонстрацию или крестный ход? Выдвигать социальные требования или благодарить Бога за его милости?
Некоторые города и регионы свой выбор сделали, отменив первомайские демонстрации. «С каждым годом число православных верующих растет, и многие из них захотят провести ночь в храмах и соборах на вечерней службе, принять участие в крестном ходе», – заявляют в администрации Сургута. «Граждане могут сами решить для себя, как они отметят праздник весны и труда», – написал глава Республики Крым Сергей Аксенов в соцсети, объясняя отказ от манифестации в Симферополе. В Калуге отменили шествие, но оставили митинг, на котором выступит священник. «Мы планируем пригласить священнослужителя на торжественный митинг, он поздравит собравшихся и с Пасхой, и с Первомаем. Духовность и труд рядом идут», – заявил местный профсоюзный босс. Будет ли на рясе священнослужителя красный бант?
Коммунисты ответили решительным протестом местным профлидерам и главам администраций, заявив о своем уважении к Воскресению Христову, но при этом твердой решимости шагать под красными флагами на Первомай. КПРФ в Калуге проведет свое шествие независимо от профсоюзов. В Сургуте местные коммунисты решили обратиться в надзорные органы. Они попросили прокуратуру разобраться с тем, какая связь может существовать между празднованием Пасхи и отменой демонстрации трудящихся. А крымскому лидеру ответил сам председатель КПРФ Геннадий Зюганов. «Отменяются шествия официальные, а что касается общественных организаций, никакой Аксенов не может их отменить», – заявил он ТАСС.
Зюганов произнес фразу, которую долго комментировали на разные лады. «Христос был первым коммунистом в новом летоисчислении. Он возвысил свой голос за сирых, за страждущих, за бедных, за больных, за убогих – всех, кому плохо и тяжело. И в этом отношении, если бы он был жив, он бы был в наших колоннах», – заявил лидер КПРФ. При этом коммунист старой марксистско-ленинской школы, видимо, не обратил внимания на противоречие между словами «если бы он был жив» и догматическим смыслом Воскресения Христова (Христос воскрес, Карл!).
Аргументируя отказ проводить демонстрацию трудящихся, сургутская администрация напомнила, что в 2005 году первомайское шествие также совпадало с православной Пасхой и совместным решением профсоюзов города от его проведения тогда отказались. Однако 11 лет назад это не вызвало таких бурных дискуссий. Тогда, отвечая на вопрос, не помешают ли профсоюзные акции празднованию православной Пасхи, Михаил Шмаков пояснил: «Нас благословил не только патриарх (Алексий II. – «НГ»), мы имеем хороший контакт со всеми основными конфессиями. Все они поддерживают наше богоугодное дело».
Отмечаются и другие случаи конфликта идеологий, не связанные с Первомаем. В Омске Ильич крепко стоит на гранитных ногах, не позволяя воссоздать городской Ильинский храм, разобранный в 1930 году. На месте разрушенного храма ныне возвышается памятник вождю пролетариата. Канцелярия губернатора ломает голову над трудным выбором между вариантами «светлого прошлого».
После Первомая новое испытание для самоидентификации русских людей предстоит на ноябрьские праздники, когда на Боровицкой площади в Москве будут устанавливать памятник крестителю Руси князю Владимиру.
Видимо, двум мировоззрениям пришла пора размежеваться. Гражданские ритуалы, доставшиеся в наследство от советской эпохи, все больше входят в противоречие с политическими мифами, связанными с антисоветским набором «духовных скреп». Наступает момент истины, когда государственникам приходится выбирать между воскресшим Христом и вечно живым Лениным.