“Всеобщая декларация прав человека. человеческий фактор”. премьера просветительского проекта

10 декабря — День прав человека. Это дата, когда появился первый глобальный акт, которым провозглашался корпус неотъемлемых прав всех людей, — Всеобщая декларация прав человека. Именно 10 декабря 1948 года Генеральная ассамблея ООН проголосовала и приняла Всеобщую декларацию.

В каноническом составе создателей Декларации  была единственная, но заметная женщина.  Ее участие не имело ничего общего с формальной данью равного представительства в гендерно несбалансированном корпусе ООН. Ее роль велика без преувеличения. И в поисках языка Декларации, и в  дипломатических усилиях, ведь Декларация  была принята без единого голоса против, вопреки загрохотавшей канонаде Холодной войны.

Речь идёт об Элеоноре Рузвельт. В память об этом выдающемся человеке мы публикуем ее биографию и два репортажа о ходе работы над Декларацией. Один из них написан самой Элеонорой Рузвельт. Ее наблюдения привлекательны своей синхронностью событиям и речью от первого лица. Репортаж передает атмосферу и эмоции в непосредственном восприятии — Рузвельт вела своего рода газетный дневник — колонку “Мой день” (почти 30 лет ее колонка выходила шесть раз в неделю).

Наша публикация — премьера исследовательского и просветительского проекта “Всеобщая декларация прав человека. Человеческий фактор”.

Элеонора Рузвельт много сделала для того, чтобы язык Декларации был понятен всем людям, а не только правоведам. Наш проект стремится продолжить эту традицию. Именно поэтому мы решили начать с рассказа о людях, которые создавали Декларацию.

Стоит, наверное, сказать несколько слов о том, почему этим проектом занялась программа “История инакомыслия в СССР”.  До Перестройки Декларацию в Советском Союзе замалчивали, настойчивый интерес к ней не поощрялся, а призывы к соблюдению прав, которые были объявлены партийной верхушкой “буржуазными”, могли обернуться лагерным сроком или “лечением” в психушке. Информацию о Декларации распространяли пионеры правового просвещения, а затем правозащитники. Об этих людях мы тоже планируем рассказать.

В России еще мало знают о Декларации, и, к  сожалению, нередко не воспринимают как часть отечественной истории. А ведь Декларация появилась благодаря победе во Второй мировой войне, и за эту победу народы СССР заплатили миллионами жизней…

Только этого было бы довольно, чтобы признать Декларацию своей, хотя имеются и другие основания: в каноническом списке ее создателей не все имена иностранные. Хочу, чтобы у читателей сложилось правильное представление, россияне не слишком отличаются восприятием глобальных и международных дел, они и у других народов проходят по разряду — это не у нас, а там… Но именно  в Советском Союзе общедоступным текст Декларации стал спустя 40 лет,  благодаря  горбачевской Перестройке (в 1988-м). А в России невозможные при единовластии одной партии права были включены в  законодательство через 45 лет (в 1993-м)…

Наш проект для программы и для меня лично  — вторая попытка рассказать о Декларации неюридическим языком. Примерно 11 или 12 лет назад мне удалось придумать первый в мире музей Всеобщей декларации. Дмитрий Макаров услышал мою идею, и вскоре Молодежное правозащитное движение (МПД) создало очень симпатичный цифровой музей,  где я с удовольствием был научным консультантом и успешно создавал раздел “Россия/СССР”. Вот только постепенно музей замер, несмотря на удивительно мощную волну волонтерских откликов, плодородные воронежские почвы и нестарые головы и руки МПД…

Некоторое время еще теплилась надежда, что МПД оживит музей самостоятельно, однако шли годы, мир потряс украинский кризис, рухнула система европейской безопасности, зашаталась и глобальная система ценностей, одним из воплощений которой стала Всеобщая декларация прав человека… И в 2018-м, в преддверии 70-летия Декларации, возникла мысль о том, что важное достижение человечества стоит поддержать. В наши дни Декларация проходит трудное испытание на прочность (быть может, самое трудное с момента коллапса коммунизма). Так начался наш исследовательский и просветительский проект.

Он осуществляется на общественных началах. Проект открыт для партнерства (вдруг МПД совершит чудо?) и для волонтерского участия. В ФБ создана группа, которую ведет координатор проекта Лидия Плешкова (Константинова). Она будет рада Вашим откликам.

Не скрою, знание прав не всегда помогает, особенно в тех странах, где элиту стал манить особый путь, в стороне от того, которым движется человечество.  Возможно, Декларация и другие акты о правах человека, принятые ООН, не идеальны, вот только отсутствие общих ценностей ведет к войнам. Специально для волонтеров-исследователей добавлю еще пару слов: Вы получите возможность вместе с нами узнавать и создавать отечественную версию истории всемирно знаменитого акта.

Наконец, предоставим слово самой Декларации, как она актуально звучит в современной повестке. И это только четыре статьи из 30…

Статья 5.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 18.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20.

1) Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2) Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

 

P.S. Мы признательны правозащитной инициативе “Гражданин и армия” и ее руководителю Сергею Кривенко, который помог премьере нашего проекта.

 

Геннадий Кузовкин, историк,
научный руководитель проекта

***

«ГДЕ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ НАЧИНАЮТСЯ ВСЕОБЩИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?»

Публикацию подготовили Лидия Плешкова и Геннадий Кузовкин.

Составитель биографии Э. Рузвельт — Дарья Рябуха (независимый исследователь)..

В переводе и редактировании статей участвовали волонтеры Анастасия Фатова и Лидия Плешкова.

ЭЛЕОНОРА РУЗВЕЛЬТ (англ. Anna Eleanor Roosevelt, 11.10.1884, Нью-Йорк, США – 7.11.1962, там же)

Eleanor_RooseveltОбщественный деятель, жена президента США Франклина Рузвельта (первая леди с 1933 по 1945). Инициатор и политический покровитель создания Всеобщей декларации прав человека.

Семья Элеоноры Рузвельт относилась к высшему обществу Нью-Йорка. Ее отец – Эллиот Рузвельт был младшим братом Теодора Рузвельта (26-й президент США), а мать – Анна Холл происходила из богатой нью-йоркской семьи. Брак родителей оказался неудачным. Отец подолгу отсутствовал дома. Кроме работы, причиной тому было пристрастие к алкоголю (он объяснял эту тягу борьбой с болезнью, которая напоминала эпилепсию) и попытки излечить тягу к спиртному.  Мать – одна из первых столичных красавиц называла дочь «бабуля» за её «очень простой», «старомодный» и серьезный характер. Вспоминая свое детство, Элеонора Рузвельт написала: «Я была серьезным ребенком без красоты. Я казалась маленькой пожилой женщиной, которой совершенно не хватало спонтанной радости и веселья молодости».

Смерть матери в 1892-м году усилила привязанность дочери к отцу, но не прошло и двух лет, как Элеонора осталась круглой сиротой.  Дочь сохранила добрую память об отце на всю жизнь.

Уже после смерти матери Элеонору и двух ее младших братьев взяла на воспитание бабушка, богатая вдова, которая решила дать осиротевшим внукам хорошее воспитание. Элеонора  брала уроки верховой езды, танцев, пения и музыки, а потом стала изучать литературу. Дядя Элеоноры, будущий президент США Теодор Рузвельт, поощрял ее занятия спортом.

В 1899 г. бабушка отправила пятнадцатилетнюю внучку в Лондон в высшую женскую школу «Элленсвуд». Там проявилась ее любознательность, школа повлияла на девушку-подростка, научив политической и религиозной терпимости. Мари Сувестр, французская феминистка, возглавлявшая школу, приобщала воспитанниц к изучению экономических и социальных вопросов, старалась привить им самостоятельное мышление.

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ

Когда Элеонора Р. вернулась после обучения в США, она некоторое время работала в благотворительном учреждении в Нижнем Ист-Сайде (Нью-Йорк), где узнала из первых рук о проблемах людей, находящихся внизу экономической лестницы.

В 1905-м 20-летняя Элеонора Рузвельт  вышла замуж за студента Гарвардского университета Франклина Рузвельта. Он был старше жены на два года и приходился ей дальним родственником. Будущие супруги познакомились еще в детстве и возобновили общение, когда Элеонора вернулась из Англии. К алтарю невесту вел её дядя – Т. Рузвельт.

Когда ее муж стал заместителем секретаря ВМС в 1913 году, супруги переехали в Вашингтон. Там Элеонора получила опыт светской и политической жизни: участвовала во многих приемах, сама принимала политиков в доме и вела политические дискуссии. Одновременно Элеонора установила контакты с активистами рабочего движения. Во время первой мировой войны она помогала в работе Красного Креста, шила одежду для солдат, работала в солдатской столовой. После войны продолжала поддерживать раненых ветеранов войны, посещала их в госпиталях. Сопровождала мужа во время поездки в Англию и Францию в 1919 и стала свидетельницей Версальской мирной конференции. Война увеличила количество работающих женщин, и в конце 1919-го Элеонора приняла участие в Международном конгрессе работниц.

В 1920 году Рузвельт был выдвинут на пост вице-президента от демократической партии. Элеонора участвовала в его предвыборной кампании, но демократы проиграли, и чета Рузвельтов вернулась в Нью-Йорк.

Элеонора продолжила свою общественную активность и начала выступать как политический публицист. После того, как болезнь Ф. Рузвельта (полиомиелит) с 1921 г. стала прогрессировать, Элеонора не только помогла супругу бороться с болезнью, но и убедила его не отказываться от политической карьеры,  и сама еще активнее включилась в политическую деятельность. «Болезнь мужа окончательно заставила меня стать на собственные ноги» – вспоминала Элеонора. Она начала выстраивать свои собственные связи и приоритеты. Элеонора  помогла организовать Женское подразделение Государственного демократического комитета (the Women’s Division of the State Democratic Committee) и возглавила Женскую профсоюзную Лигу (Women’s Trade Union League), Национальную Лигу потребителей, Лигу женщин-избирателей (американки получили право голоса в 1920-м) и ряд других групп. После того как ее муж стал губернатором Нью-Йорка (1928), Элеонора как супруга губернатора посещала тюрьмы, больницы и другие общественные заведения. Супруги на равных обсуждали проблемы: и сухой закон (Э.Р. была его сторонником), и Лигу Наций (здесь она не разделяла скепсис мужа). Роль Элеоноры в Демократической партии становилась все заметнее, она призывала назначать женщин на государственные должности и поддерживала курс на реформы.

Кроме того, у нее возникла особая миссия посредника в конфликтах между ближайшими партнерами Ф. Рузвельта.

ПЕРВАЯ ЛЕДИ США

eleanor_franklin_roosevelt_a_lВ 1932-м году  супруга Элеоноры избрали президентом США. Элеонора помогла сформировать социальные и экономические программы, разработанные президентской администрацией для преодоления Великой Депрессии. Она много ездила по стране, собирая информацию о проблемах, с которыми сталкивались люди, вела переговоры со множеством  организаций.

Элеонора приняла на себя еще одну деликатную миссию, став связующим звеном между Ф. Рузвельтом и лидерами афро-американского сообщества в эпоху сегрегации. Благодаря Элеоноре, открыто называвшей  расовые предрассудки недемократичными и аморальными, афро-американцы отошли от республиканцев, которых поддерживали до этого, и присоединились к сторонникам демократов.

Был у Элеоноры благотворительный проект, который получил разноречивые оценки. Его идея: переезд  безработных на новое место и возможность найти там  заработок – в сельском хозяйством или на местном производстве. Для этого был построен город – Артурдейл (Западная Виргиния) и запланировано строительство еще 98-ми подобных ему. Элеонора надеялась, что ее инициатива станет моделью для «нового типа общины». Расходы на этот проект подвергались критике, он был окончательно отвернут в 1941-м. Элеонора утверждала, что увидела перемены к лучшему в жизни людей, и заявила: «Я не знаю, считаете ли вы, что это стоило полмиллиона долларов. Я лично считаю, что да».

Элеонора оказала существенную помощь в развитии Национальной молодежной администрации (National Youth Administration), учрежденной ее мужем в 1935-м. Эта структура была уполномочена осуществлять управление программами для помощи студентам и женщинам в происках работы. Элеонора нашла время для поддержки деятелей искусства, она участвовала  в разработке Федерального художественного проекта (WPA), который стал самым большим из арт-проектов Нового курса.

Ни одна первая леди до нее не имела такого влияния. Ее популярность росла, опрос, проведенный в 1939-м, показал, что позитивно ее деятельность оценивают 67% американцев, а ее мужа — 58 %.

Беспрецедентным стало назначение Элеоноры заместителем министра обороны, это произошло в 1941-м. Во время Второй мировой войны Элеонора  совершала поездки в места дислокации американских войск в Великобритании, на американские базы на Тихом океане, в Австралии и Новой Зеландии. Российским зрителям деятельность Элеоноры в поддержку союзнических отношений с СССР известна по фильму (2015), в основу сюжета положена история  приезда в США советской девушки-снайпера и ее знакомства с первой леди.

В 1941-м Элеонора стала одной из основателей неправительственной общественной организации «Freedom House» (Дом свободы), которая известна исследованиями состояния политических и гражданских свобод (это детище Элеоноры в  2015-м Совет Федерации включил в «патриотический стоп-лист», обозначив нежелательность работы организации в России). В 1943 г. она организовала Ассоциацию содействия ООН в США, продвигая идею создания этой глобальной институции.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ США В ООН

После смерти Франклина Рузвельта 12 апреля 1945 года Элеонора сказала журналистам, что история окончена. Но у нового американского президента Гарри Трумэна были другие планы. В декабре 1945-го Трумэн написал ей письмо с просьбой стать членом делегации Соединенных Штатов на первой Генеральной Ассамблее ООН, которая должна была собраться в Лондоне в январе 1946-го. Сначала она колебалась из-за отсутствия дипломатического опыта: «Я верила, что Организация Объединенных Наций — это единственная надежда на мирный мир. Я знала, что мой муж придавал большое значение созданию этой всемирной организации. Поэтому я чувствовала большую ответственность».

Элеонора приняла предложение президента и стала первой женщиной, которая представляла США в ООН. Вряд ли тогда можно было предположить, что Элеонора будет работать в американской делегации при ООН до 1953-го и снова вернется в ее состав в 1961-м. Первоначально отсутствовала определенность относительно того, каким направлением займется Элеонора в ООН. Элеонору направили в Третий Комитет, занимающийся гуманитарными, экономическими и культурными вопросами. Как полагают исследователи, в американской делегации этот Комитет считался не самым приоритетным.

84487Элеонора своей могучей энергией и влиянием сумела сделать роль Комитета недекоративной. Ее активность помогла многим перемещенным лицам, которые столкнулись с угрозой принудительного возвращения в СССР. Право этих людей обосноваться там, где они пожелают, Элеонора  отстаивала в Третьем Комитете, а затем на Генеральной Ассамблее в дебатах с представителем СССР Андреем Вышинским. Успех Элеоноры в этой дискуссии укрепил ее репутацию как сильного и способного дипломата и впоследствии привел её к назначению представителем США в недавно созданной Комиссии ООН по правам человека. Позже Элеонора скажет, что ее работа в Комиссии по правам человека стала её «самой важной задачей».

Она признавала, что не имела юридической подготовки или экспертного знания парламентских процедур и привнесла в свою работу в качестве председателя навыки политического активиста, реформатора и защитника, а также понимание смысла свободы, которое сформировалось благодаря участию в борьбе за социальную и экономическую справедливость, гражданские права и права женщин. Элеонора обладала не только страстной приверженностью правам человека, но и глубоким пониманием политических и культурных препятствий на пути обеспечения этих прав в разделенном мире. И когда Комиссия была учреждена 16 февраля 1946 года, избрание Элеоноры на пост председателя состоялось единогласно. На первое заседание члены Комиссии собрались 27 января 1947 г. в местечке под названием Лейк Саксесс в окрестностях Нью-Йорка. Элеонора выступила и пообещала не только беспристрастность, но и намерение быть «порой и суровой движущей силой», предупредив членов Комиссии, что они «должны придерживаться обсуждаемых вопросов», чтобы Комиссия могла выполнить поставленные перед ней задачи.  Проницательное понимание человеческой натуры, дипломатическое мастерство и дисциплина, приобретенная за годы государственной службы, очень пригодились Элеоноре. Ей удалось дать хороший импульс новой структуре, в течение десятилетий Комиссия считалась главным координирующим органом ООН в сфере прав человека.

РАБОТА НАД  ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИЕЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Элеонора как могла ускоряла работу Редакционного Комитета, который был создан в рамках Комиссии, с тем, чтобы разработать международный акт о правах человека. На первой сессии Редакционного Комитета обсуждалось содержание международного акта (билля) о правах человека. Элеонора предложила рассмотреть проект, составленный канадским юристом Дж. Хамфри. Его проект был сформирован из различных законов о правах человека, собранных сотрудниками Хамфри и материалов, направленных в Редакционный Комитет правительственными и неправительственными организациями. Элеонора рекомендовала участникам обсуждения сконцентрироваться и держать в голове главный вопрос: «Необходимо ли это право в первом проекте закона»? В конце дискуссии она кратко подытожила основные различия во взглядах членов Редакционного Комитета: «Многие из нас считают, что организованное общество в форме правительства существует на благо человека; другие верят, что организованное общество в форме правительства существует на благо группы».

Редакционный Комитет единогласно решил, что трое его членов подготовят проект будущего акта. Элеонора (она стала участницей триумвирата) расширила эту группу до восьми человек. Решение принималось в ответ на критику представителей Франции и Советского Союза. Они указали на ограниченный состав Редакционного Комитета и отсутствие в нем представителя европейской страны. В ходе третьей сессии Редакционного Комитета развернулась острая дискуссия по экономическим и социальным правам. Элеонора поддерживала включение этих прав в Декларацию. Ее главный аргумент: «нужда лишает людей полной свободы». В Декларации Элеонора стремилась сформулировать нормы об экономических и социальных правах таким образом, чтобы позволить странам с различным политическим экономическим укладом обеспечить осуществление этих прав.

52813
Элеоноре нелегко давались утомительные  дискуссии «о весе каждого слова, а также о юридическом значении каждой из фраз». Она стремилась сделать текст будущей Декларации таким, чтобы она была «легко понята обычными мужчинами и женщинами».

Элеоноре удалось достичь поставленной цели и отправить готовый проект Декларации в Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Совет занимает центральное место в деятельности ООН по продвижению трех аспектов устойчивого развития — экономического, социального и экологического. Помимо споров о формулировках, пришлось преодолевать идеологические разногласия о роли государства и нежелание представителей Советского Союза идти на компромисс. Элеонора столкнулась с критикой со стороны Государственного Департамента. Роберт Ловетт, который стал заместителем госсекретаря в июне 1947 г., утверждал, что Декларация не будет служить интересам США. Экономические и социальные права (на труд, на образование и здравоохранение) не следовало, по его мнению, включать в будущий закон. Однако Элеоноре удалось отстоять свою позицию. Джеймс Хендрик, советник Э.Р. от Государственного Департамента, позже писал, что ее решительность преодолела оппозицию Ловетта и скептицизм госсекретаря Дж. Маршалла в отношении к Декларации: «Без нее весь проект мог развалиться на куски».

Элеонора понимала, что отстаивать права человека в своей собственной стране будет нелегко. Она знала, что некоторые американцы, особенно из южных штатов, будут против Декларации, потому что она поставит под угрозу практику дискриминации афроамериканцев. Именно по этой причине Элеонора придавала особое значение единогласно принятой статье о запрете дискриминации. Эта норма была важна, так как поддержала борьбу за гражданские права в Америке, борьбу, в которой Элеонора сама активно участвовала. Она писала одной женщине из Айовы: «Один важный пункт [в Декларации] гарантирует отсутствие дискриминации по признаку расы, вероисповедания или цвета кожи. Мы должны сломать предрассудки и устранить дискриминацию в собственном обществе, если мы хотим быть примером для остального мира».

Элеонора преуспела в качестве председателя Комиссии по правам человека по многим причинам. На встречах она всегда была хорошо подготовлена, читала все справочные материалы, предоставленные Дж. Хамфри и Государственным департаментом. Она слушала других делегатов, но ограничивала дебаты, когда необходимо было продвинуть процесс вперед. Она никогда не присваивала себе чужие заслуги. Она стремилась установить личную связь между делегатами, приглашая их на чай и ужины. Она никогда не показывала, что устала.

ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ

Несмотря на то, что Редакционный Комитет завершил свою работу над Декларацией в июне 1948 года, процесс достижения соглашение по окончательному проекту документа был далеко не окончен. Осенью 1948 года ЭКОСОС направил проект Третьему Комитету Генеральной Ассамблеи для рассмотрения.

Обсуждение в Третьем Комитете длилось с 28 сентября по 9 декабря 1948-го, там разбиралась и согласовывалась каждая статью проекта Декларации. Комитет состоял из 58 представителей стран-членов ООН и провел 85 рабочих сессий в Париже.

Элеонора напомнила представителям стран, что у правительств уже была возможность предоставить комментарии на ранних стадиях работы над проектом Декларации, и что Редакционный Комитет тщательно рассмотрел все предложения. Тем не менее, к проекту предложили почти 170 поправок. Элеонора  справилась с достижением консенсуса по статьям проекта. Она регулярно писала в своей колонке «Мой день» (печаталась в 90 газетах США) о заседаниях Редакционного Комитета, ставя под сомнение смысл многочисленных поправок и длинных речей, а также «атак и контратак представителей великих держав», превращавших заседания Редакционного Комитета в поле битвы Холодной войны. Язык, используемый некоторыми из делегатов, она считала «примером того, как взрослые люди не должны говорить друг о друге». «Мне кажется, было бы лучше принять Декларацию, несмотря на то, что мы можем видеть в ней недостатки, чем вносить в нее слишком много поправок, поскольку это может принести больше вреда, чем пользы», — написала Элеонора  9 октября 1948 г.

Элеонора продолжала отстаивать лаконичные формулировки статей Декларации и выступала против включения в неё пояснений о том, «каким образом должны реализовываться все права в разных странах». В ходе длительного обсуждения Третий Комитет внес большинство изменений в первоначальный проект, просто развив или усовершенствовав уже прописанные принципы. Из существенных изменений заслуживает упоминания прямая ссылка на равные права мужчин и женщин в преамбуле.

В конце долгой сессии, которая закончилась в 3 часа ночи 7 декабря 1948 г., Третий Комитет проголосовал (29 голосов «за»; «против» – 0; 7 «воздержавшихся») за принятие Всеобщей Декларации прав человека и направил ее в Генеральную Ассамблею.

Произнося речь после завершения голосования, представитель от Австралии и президент Генеральной Ассамблеи Герберт Эватт отдал дань Элеоноре Рузвельт  как «человеку, который, заручившись поддержкой многих, сыграл главную роль в этой работе». Делегаты встретили эти слова аплодисментами.

Элеонора призвала Генеральную Ассамблею принять Декларацию и отметила важность четкого понимания основного характера этого документа:

«Это не договор; это не международное соглашение. Он не является и не претендует на то, чтобы быть изъявлением закона или юридическим обязательством. Это декларация основных принципов прав и свобод человека, с печатью одобрения Генеральной Ассамблеи путем официального голосования ее членов, который служит общим стандартом для всех народов».

Элеонора отметила в «Моем дне», что документ, созданный 58 странами, «не стремится быть идеальными для всех». Тем не менее, она верила, что он «вполне может стать международной Великой Хартией для людей во всем мире».

«ДОКУМЕНТ МОРАЛЬНОЙ СИЛЫ ВО ВСЕМ МИРЕ»

После принятия Декларации ООН, Комиссия по правам человека перенесла ее фундаментальные положения в юридически обязательные конвенции, такие как Пакты ООН о гражданских и политических правах, социальных и экономических правах. Ее принципы отразились в конституциях новых независимых наций и в судопроизводстве региональных органов, таких как Европейский суд по правам человека. Принятие Декларации вдохновило многочисленные неправительственные правозащитные группы и поддержало их усилия по общественному давлению на правительства, которые нарушают права своих граждан. Декларация стала в значительной степени, как в то верила Элеонора Рузвельт, «документом моральной силы во всем мире».

Не все государства, в том числе и ее собственная страна, решаются  сделать шаг за пределы Декларации.  США до сих по не ратифицирован пакт об экономических и социальных правах и ряд других конвенций: о правах женщин,  детей и людей с ограниченными возможностями. Медленный прогресс в воплощении принципов Декларации не заставил Элеонору разочароваться: «В каждом поколении и в каждой стране должно быть продолжение борьбы и новые шаги вперед», что права человека это «преимущественно та сфера, в которой стоять на месте – значит отступить».

В марте 1958 г. Элеонора выступила в ООН. «Где же все-таки начинаются всеобщие права человека?» — спросила она. И ответила: «В маленьких местах рядом с домом – настолько близких и таких небольших, что их нельзя увидеть ни на одной карте мира. И все же они – мир отдельного человека: район, в котором он живет; школа или колледж, которые он посещает; фабрика, ферма или офис, где он работает. Тех местах, где каждый мужчина, женщина и ребенок стремятся к равной справедливости, равным возможностям, равному достоинству без дискриминации. Если эти права не имеют значения там, их значение где-либо еще будет также мало. Без согласованных действий граждан по поддержанию их рядом с домом, мы будем тщетно ожидать прогресса в более широком смысле слова».

ЗАВТРА — ЭТО ЗНАЧИТ СЕЙЧАС

В период обострения напряжения между Востоком и Западом Элеонора, используя свой неоспоримый авторитет и доверие к себе со стороны двух супердержав, прилагала все усилия к урегулированию конфликта.

Многие политики считали Элеонору идеальным кандидатом на пост вице-президента при Трумэне, но она не включилась в его избирательную кампанию. Элеонора  возглавила Президентский комитет по статусу женщин в администрации Кеннеди, деятельность которого дала импульс для второй волны феминизма.

На протяжении 1950-х гг. она выступала на многочисленных национальных и международных мероприятиях, вела газетную колонку, читала лекции об ООН, с ее участием  записывались теле- и радиопередачи. 6 мая 1959 года она выступила в педагогическом колледже Ball State (ныне Ball State University). Ее слова о необходимость «повернуться лицом к мировому сообществу и понимать другие народы мира» слушали 1500 человек.

MyDay1Элеонора много писала. Кроме почти ежедневной колонки, которую она вела с 1936 года, её перу принадлежат сотни статей и эссе, 28 книг. Созданные ею рукописи по большей части хранятся в архивах Рузвельтов в Гайд-Парке (Нью-Йорк, США).

Её автобиография (The Autobiography of Eleanor Roosevelt) была впервые опубликована в 1960 г. Она повествует об общественных деятелях, с которыми была знакома и работала, о своих путешествиях и людях, которых встречала. Там нашли отражение ее взгляды на многие темы, такие как война и коммунизм. Книга раскрывает становление сильного человека. Несколько глав в книге посвящены работе над Декларацией и визитам в СССР.

В книге «Вы учитесь, живя: одиннадцать ключей к более плодотворной жизни» (You Learn by Living: Eleven Keys for a More Fulfilling Life) Элеонора рассказывает о философии своей жизни, делится опытом, который помогал ей справляться с личными и общественными обязанностями.

Манифест «Завтра уже сейчас» (Tomorrow Is Now) был впервые опубликован вскоре после ее смерти в январе 1963 г. Он стал последним усилием Элеоноры по продвижению Америки к тому обществу, каким она надеялась станет ее страна. Прямолинейно Элеонора  рассказала о борьбе своей страны за демократию и представила  свою декларацию против страха, робости, самодовольства и национального высокомерия.

Сборник «Мой день: Избранное известных газетных колонок Элеоноры Рузвельт 1936-62» был опубликован в 1989 году. Книга впервые объединила в одном томе самые запоминающиеся страницы диалога Э.Р. с миллионами американских читателей. К концу 1940 г. Элеонора  получала от читателей около 130 000 писем в год. В этих колонках отразилась широта интересов Э.Р., она рассказывала об исторических событиях (Новый курс, Вторая Мировая Война, дебаты в ООН, создание Декларации) и не пренебрегала радостями садоводства в ее любимом Гайд-Парке.

Работы Элеоноры являются важными источниками для понимания американской политики и дипломатии, а также борьбы за реализацию демократии на национальном и международном уровнях в первые две трети XX века.

Последние два года жизни Элеонора боролась с болезнями и, вопреки им редко сокращала свой график и продолжала выступления. В начале осени она вернулась домой в Гайд-Парк, где пыталась завершить свою книгу «Завтра — это значит сейчас» (англ. “Tomorrow is now”), в которой она высказалась за расовую, политическую и социальную справедливость. «Оставаться в стороне — это не решение, — писала она, — а трусливое уклонение».

«ЕЕ СВЕТ ОЗАРИЛ ВЕСЬ МИР»

Элеонора Рузвельт скончалась 7 ноября в нью-йоркской больнице в возрасте 78-ми лет. Она  похоронена рядом с мужем в Роуз Гарден в Спрингвуд, фамильном поместье Рузвельтов, расположенном в Гайд-парке (Нью-Йорк, США). Во время траурной церемонии американский политик Э. Стивенсон сказал о ней так: «Она зажигала свечи, а не проклинала тьму, ее свет озарил весь мир».

В 1968 г. Элеонору Рузвельт посмертно наградили Премией ООН в области прав человека.

valkill-647В трех километрах от Спрингвуда (семейной усадьбы Ф.Д. Рузвельта) находится коттедж Вал-Килл — собственный дом Элеоноры. В Вал-Киле Элеонора вместе с подругами по женской секции Демократической партии США основала мебельную фабрику. Предприятие поддерживало традиционное ручное ремесло и давало дополнительный доход местным фермерским семьям, которые изготавливали мебель, посуду и одежду. Фабрика не стала процветающим предприятием, как надеялись ее создатели, но проложила путь к более крупным инициативам в рамках политики Нового курса.

Вал-Килл часто был местом проведения съездов Лагеря гражданской сознательности (The Encampment for Citizenship), где молодые люди разных национальностей и происхождения объединялись, чтобы критически изучать социальные и политические проблемы и учиться принимать активное участие в их решении. Элеонора входила в Совет этой организации и активно поддерживала ее программы.

Вал-Килл является единственным национальным историческим памятником, посвященным первой леди и открывающим окно в ее частную жизнь. В 1977 г. в ознаменование жизни и работы Элеоноры Рузвельт Конгресс США учредил в коттедже музей. Национальный мемориальный музей Э.Р. входит в Международную коалицию исторических музеев Сознания (Совести), хранящих память о борьбе за демократию.

В 1982-м состоялась премьера телефильма «Элеанор: Первая леди всего мира» (Eleanor, First Lady of the World, США).

К 50-летию Декларации в 1998-м была учреждена премия имени Элеоноры Рузвельт в области защиты прав человека (Eleanor Roosevelt Award for Human Rights), которой ежегодно награждают выдающихся американских активистов в этой сфере. Премия присуждалась до 2001 г. и была возрождена в 2010 г. госсекретарем США Х. Клинтон. Среди лауреатов: Р. Бернштейн, основатель «Хьюман Райтс Вотч», Д. Томас, активист движения по защите прав женщин по всему миру, Л.Салливан, участник движения против апартеида, Л. Хенкин, юрист-международник, основатель Института прав человека.

Еще одна награда имени Элеоноры Рузвельт (Eleanor Roosevelt Prize for Global Human Rights Advancement) появилась в 2018-м. В преддверии 70-летнего юбилея Декларации ее учредил Центр защиты прав человека  Американской ассоциации юристов (American Bar Association, ABA). Впервые премия была вручена 99-летнему Бенджамину Ференцу,  прокурору, участвовавшему в Нюрнбергском процессе, а также бывшему госсекретарю США Х. Клинтон.

e56ea6194f02Памятник Элеоноре Рузвельт был поставлен в 1996 г. в парке Риверсайд (Нью-Йорка, США).

В 1999 г. Элеонора Рузвельт была названа одной из десяти самых почитаемых людей ХХ столетия по версии Института Гэллапа.

В 2008 г. в Женеве (Швейцария) была открыта мемориальная доска в честь активного участия Элеоноры Рузвельт . в создании Всеобщей декларации прав человека.

***

РЕПОРТАЖ “ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: КОАЛИЦИЯ КРИТИКОВ”

из газеты “The Manchester Guardian”. 4.10.1948.

(Перевод А. Фотовой).

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Коалиция критиков

От нашего специального корреспондента

Париж, 3 октября

Вчера утром Комитет Ассамблеи [Генеральной ассамблеи ООН — публ.] по проблемам социального развития и гуманитарным вопросам продолжил обсуждение проекта декларации прав человека. Три делегата от восточного блока развернули кампанию против текущего проекта документа. Среди самых ярых противников данного проекта документа – г-н Павлов (Россия), г-н Модзелевский (Польша) и г-н Каминский (Белоруссия), а также присоединившийся к ним г-н Лоу (Южная Африка).

Г-н Павлов настаивал на том, что, по его мнению, проект декларации недостаточно прогрессивен, в отличие от других делегатов, считающих, что документ, наоборот, слишком прогрессивен. Г-н Модзелевский был явно обеспокоен тем, что в проект документа включены некоторые социалистические принципы. Он утверждал, что «нереалистично» провозглашать принцип экономического равенства, не предлагая, как такое равенство должно быть достигнуто. Г-н Каминский считал недемократичным ограничивать права государства в пользу прав личности.

Профессор Рене Кассен (Франция) напомнил собравшимся, что декларация прав человека не повод для выражения какой-либо одной политической идеологии.

***

КОЛОНКА Э. РУЗВЕЛЬТ “МОЙ ДЕНЬ”

(Перевод  Лидии Плешковой)

10.12.1948..

ПАРИЖ, четверг.

Когда мы встретились во вторник днем с представителями Советской делегации, они сразу заявили о том, что намерены просить Генеральную Ассамблею отложить рассмотрение Декларации прав человека до следующего года.

Они аргументировали это тем, что в данном документе есть целый ряд статей, которые они хотели бы изменить, они долго говорили о том, что документ не идеален, что мы и сами, безусловно, знаем. Они сказали, что не видят причин, почему бы нам не продолжить обсуждение документа, поскольку на данный момент его текст не соответствует реалиям современного демократического общества.

Совершенно ясно, что абсолютно любой документ, в работе над которым принимали участие представители из 58 стран, не может удовлетворять требованиям каждого участника обсуждения. Например, вчера за обедом представитель из Боливии заявил, что я должна отдавать себе отчет в том, что декларация основана на принципах английского права, и порой они идут вразрез с принципами, к которым привыкли в Латинской Америке. Я ответила ему, что существует множество убеждений и идей, распространенных в странах Латинской Америки, которые я не разделяю.

Кроме того, я бы очень хотела включить в преамбулу фразу, в который бы упоминалась Высшая Сила. Однако я отлично понимаю, что многие из тех, кто принимает участие в обсуждении, были бы категорически против упоминания имени Бога, поэтому я не хочу даже выносить этот вопрос на голосование, так как мне кажется, что для тех из нас, кто является христианами, будет непросто пережить поражение Бога пусть даже и просто в результате такого голосования.

Я полностью осознаю и принимаю тот факт, что за столом переговоров сидят представители многих религий, а также те, кто не относит себя ни к одному из ныне существующих религиозных течений, и у всех нас есть одинаковое право на включение той или иной идеи в Декларацию прав человека.

Положение женщин во многих странах Латинской Америки, безусловно, очень отличается от того, что заявлено в декларации. Мне, например, сказали, что в одной из таких стран женщина не может обналичить чек. Это должен делать для нее ее муж, что уж говорить о предоставлении ей возможности голосовать, это просто немыслимо.

Но после, когда все будет согласовано и утверждено, и в декларации будут заложены стандарты прав и свобод человека, люди по всему миру, во всех странах, ощущая к себе несправедливое отношение, смогут обращаться к тексту декларации и ориентироваться на эти стандарты. Тогда это молчаливое давление масс будут ощущать в Кремле, в Москве и в любых других правительствах мира.

Когда задумываешься над тем количеством и разнообразием людей, принимающих участие в переговорах в Третьем Комитете, особенно отрадно осознавать, что идея представителей советской делегации отложить принятие декларации не нашла поддержки. Никого не удалось ввести в заблуждение и уговорить перенести на более поздний срок день, когда декларация станет частью мировой сознательности.

Во время вчерашнего заседания доктор Малик, председатель, заметил интересную статистику. Он сказал, что декларация была принята без единого голоса против, хотя страны социалистического содружества как обычно воздержались. Он отметил, что за 85 проведенных заседаний, в среднем на них отсутствовало максимум 17 человек. Каждую статью декларации поддерживало в среднем абсолютное большинство голосов.

Буквально пара статей была принята лишь потому, что в них не упоминалось имя Бога, кроме того, в декларации с большой осторожностью упоминается социальная защищенность человека. На мой взгляд, декларация по своему духу глубоко христианская, и она никогда бы не была написана, если бы среди ее авторов не стояли приверженцы христианства.

Действительно, социальные и экономические права, на которые обращали столь пристальное внимание советские страны, а также многие страны Латинской Америки, стали актуальны только в наше время, но я сомневаюсь, что и в них отсутствует божье провиденье.

Я полагаю, что такое провидение очень хорошо заметно в том, что все больше и больше людей принимает то, что человек должен иметь некую степень социальной защищенности, прежде чем задумываться над духовными идеями.

Э.Р.

Оригинал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *