Весеннее обострение псевдопатриотизма: зачем молодежь отравляют ненавистью

Идеологические клещи впиваются в школьников

Приближается пора экзаменов. Меня радует, что в качестве экзамена по выбору все больше подростков выбирают историю. Почему? Существенно усовершенствовалась процедура экзамена. Теперь она не требует механического воспроизведения хронологии и изложения единственно верного взгляда на те или иные исторические события. Допускается изложение различных, иногда противоположных точек зрения. Но не голословное, а с приведением соответствующей аргументации в их защиту. Кроме того, выпускникам предлагается написать эссе «Портрет эпохи». Но для этого надо знать, что царь Алексей Михайлович и мушкетеры кардинала — современники, равно как Иван Грозный и Шекспир. А как иначе вписать отечественную историю в контекст мировой? Но не только совершенствованием экзаменационной процедуры объясняются предпочтения выпускников.

Повышение у юношества интереса к прошлому — процесс естественный. Узнать «кто мы и откуда» — нормальная потребность цивилизованного человека. На этой потребности от века строится патриотическое воспитание, которое отнюдь не противоречит космополитизму. Марк Аврелий именовал себя космополитом — человеком мира. Патриотизм и космополитизм — это два клапана сердца, ритмичная работа которых обеспечивает непрерывное кровообращение культуры, позволяющее гордиться своими достижениями и творчески усваивать чужие. Так функционирует здоровый общественный организм, не пораженный ксенофобией. Подхваченный, а точнее, сознательно прививаемый вирус ксенофобии создает иную — опасную для социального здоровья — клиническую картину.

В апреле 2019 года в Москве прошла 20-я юбилейная церемония награждения победителей ежегодного исторического конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век», который «Международный Мемориал» проводит с 1999 года. Конкурс носит открытый и публичный характер, его неоднократно в прошедшие годы поддерживали федеральное Министерство образования и региональные министерства. Лучшие работы участников конкурса опубликованы в печатном и электронном виде на сайте «Уроки истории». За 20 лет в конкурсе приняли участие около 50 тысяч школьников из всех регионов России. В нынешнем году жюри в 20-й раз подвело итоги конкурса, отобрав 43 лучшие работы из 1647 присланных. 47 авторов были приглашены в Москву. Казалось бы, что плохого в том, что старшеклассники всей страны пишут работы об истории своей семьи и малой родины? По сути дела, школьники занимаются так называемой историей повседневности, позволяющей понять, а главное — почувствовать мысли и чаяния обычных людей, переживавших величайшие катаклизмы ХХ века в России.

Но начиная с 2016 года церемония награждения проходит в напряженной атмосфере. Тогда впервые на церемонию пришли пикетчики из Национально-освободительного движения. Членов жюри (в частности председателя жюри Людмилу Улицкую) обливали зеленкой. По одному из телеканалов прошел оскорбительный сюжет о том, как «Мемориал» руками школьников «искажает» историю. Этот сюжет стал предметом разбирательства в комиссии по журналистской этике (на ней телеканалу было вынесено порицание).

В 2017 году после утечки имен победителей в дирекции школ по всей России начали звонить неизвестные лица. Они объявляли себя представителями региональных министерств образования и предупреждали, что школьникам не следует ехать в Москву. После официального обращения организаторов конкурса по этому поводу федеральное Министерство образования официально заявило, что не имеет ничего общего с этой практикой и никаких указаний не участвовать в конкурсе от него разослано не было.

К сожалению, и юбилейный, 20-й конкурс также был омрачен беспрецедентным уровнем давления. Традиционная торжественная церемония награждения победителей должна была пройти 25 апреля в Театре «У Никитских ворот». За две недели до нее в различных телеграм-каналах появились сообщения о том, что «Мемориал» организует «непатриотичный» конкурс: «25 апреля состоится громко названное «торжественной церемонией награждения победителей» поощрение самых русофобских и негативных текстов о победе советских властей над фашизмом». За два дня до церемонии награждения, 23 апреля, на одном из федеральных каналов был показан сюжет с резкой критикой конкурса и членов жюри. Цитировались также некие «эксперты», утверждавшие, что задача конкурса — пересмотр истории Великой Отечественной войны в угоду политическим соображениям.

В день церемонии, 25 апреля, перед театром собрались представители организаций SERB и НОД с плакатами и надписями «Мемориал штампует власовцев из наших детей», «Мемориал переписывает историю в угоду фашистам», кричали «Позор!», «Иуды», «Предатели!». Пикетчики оскорбляли гостей церемонии, пытались прорваться внутрь. Приехавшие уже после начала церемонии полицейские задержали некоторых участников пикета.

Церемония освещалась многими СМИ. Под видом гостя церемонии в фойе театра прошел корреспондент все того же телеканала. Полученные без разрешения организаторов и согласования с участниками (в т.ч. несовершеннолетними детьми) кадры были продемонстрированы впоследствии в эфире. Сам корреспондент в фойе театра вел себя оскорбительно, пытался прорваться в зал, повалил мебель и реквизит церемонии. В ответ на подобное поведение организаторы вызвали полицию.

А в показанном вечером в день церемонии все на том же телеканале сюжете так объяснялась суть конкурса: «Нельзя, конечно, не посочувствовать детям, которым под видом просветительской и научной деятельности интенсивно «промывают» мозги на западные деньги. Но осознают ли это они сами?».

В отличие от авторов этого комментария я, как педагог, сочувствую тем молодым людям, которых циничные взрослые привлекают к погромным акциям. Их проведению действительно предшествует промывка мозгов.

Данная безобразная картина рождает ощущение дежавю. Все это уже было в нашей истории. Но, как справедливо утверждал К.Маркс, история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Напомню: конец сороковых — начало пятидесятых годов прошлого века. В стране разворачивается мощная идеологическая кампания борьбы с безродным космополитизмом. Цель? Выбить дух культурно-идеологического вольномыслия, укрепить сакральную монолитность советского народа. Кампанию умело направляет вождь и учитель советского народа И.Сталин. Вот фрагмент из его выступления на встрече с руководством Союза советских писателей в ноябре 1947 года: «Если взять нашу среднюю интеллигенцию… профессоров, врачей… у них недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении учеников. Эта традиция отсталая. Она идет от Петра… это был период поклонения перед немцами… потом французы…»

Положим, говоря о советском патриотизме, вождь лукавил. Акцент делался на русскость. Объекты шельмования сначала именовались антипатриотами, затем космополитами и, наконец, иудами. Антисемитский душок кампании камуфлировался, но разоблачение псевдонимов писателей все расставляло по местам. Именно тогда появилась частушка: «Чтобы не прослыть антисемитом, зови жида космополитом». Со смертью вождя кампания прекратилась. Позорная страница нашей истории была перевернута.

Нужно ли об этом знать юношеству? Непременно, но не для того, чтобы посыпать голову пеплом и бить себя в грудь, утверждая, что мы нация рабов, а с целью извлечения уроков истории. Подростками, оснащенными этими знаниями, труднее манипулировать, используя пыльные клише сталинского агитпропа.

Все, что происходит вокруг детского конкурса — фарс. Но постепенно он начинает оборачиваться трагедиями. Начиная с 6 мая сего года в оргкомитет конкурса стала поступать информация, что в целом ряде школ учителей, наставников победителей, начали вызывать к директорам, где присутствовали люди, представлявшиеся самым разным образом. Смысл бесед заключался в выяснении — кто и когда дал разрешение на участие в конкурсе, от учителей требовали предоставить работы школьников, победивших в конкурсе, и прекратить участие в конкурсе, который организует «Мемориал». В некоторых случаях эти лица просили представлять им тексты работ, прежде чем отправлять их на конкурс.

Идеологические клещи впиваются в старшеклассников и их наставников. Они жаждут молодой крови, отравляя юные организмы вирусами ненависти и ксенофобии. Цель? Продемонстрировать свою активность в деле патриотического воспитания. А там, глядишь, начальство оценит прыть и наградит грантом.

Опасность таких политических игр очевидна. Они раскалывают общество и подталкивают молодежь к радикальным действиям. И вот уже резиденцию патриарха забрасывают дымовыми шашками, требуя от него покаяния за строительство храма в Екатеринбурге на месте сквера. Пора прекратить играть с огнем.

Есть ли противоядие от действий «политических рвачей и выжиг» (В. Маяковский)? Есть — это гласность. Каждый такой случай должен становиться достоянием общественности. А педагоги должны иметь мужество давать от ворот (школы) — поворот любым провокаторам, какими бы лозунгами они ни прикрывались.

Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *