История с закрытием выставки Джока Стерджеса «Без смущения» выявила печальное, хотя и не слишком неожиданное обстоятельство: мы окружены варварами.
Варвары — это такие специфические люди, которые совершенно не способны видеть наготу и не воспринять обнаженного человека как непосредственный сексуальный объект. Давным-давно древние афиняне даже начали войну с персами на том основании, что персы, с точки зрения афинян, были варварами. А варварами афиняне посчитали персов потому, что персы никогда не ходили голыми. Ни в бане, ни во время спортивных состязаний. Варвар, по мнению древнего грека, не мог понять, что обнаженный человек, возможно, вовсе не призывает к немедленному соитию, а, например, собирается бежать наперегонки, метать копье или иначе как-нибудь участвовать в олимпийских играх.
Точно так же варвару трудно бывает понять, что картинка, изображающая обнаженную женщину, — это, весьма вероятно, не реклама борделя, а «Рождение Венеры» Боттичелли.
Варвар просто знает, что ходить голой нельзя. И нет никакой возможности объяснить варвару, почему вообще-то ходить голой нельзя, а например, натурщицам в художественных школах или актрисам на сцене, или моделям на подиуме — можно.
Способы реагировать на окружающую действительность варвар знает только животные. Видит женщину — насилует. Видит еду — сжирает. Видит ценности — берет. И никаких сдерживающих факторов типа культуры варвар не признает.
Условностей варвар не понимает. В театре варвар подобен ребенку, который кричит из зала и всерьез пытается помочь сестрице Аленушке на сцене найти в кулисах братца Иванушку. Увидав, как Отелло на сцене душит Дездемону, варвар, разумеется, должен выскочить на подмостки и вступиться за женщину. И если вы попытаетесь объяснить варвару, как устроен театр, он будет упорствовать, что даже и в театре огромным маврам нельзя убивать трепетных белых женщин.
Надо понимать, что фальсификация выборов, коррупция и закрытие художественных выставок — это явления одного варварского порядка. Просто варвар ведет себя как животное. Вы ведь не можете убедить сороку не воровать блестящие вещи. Не можете убедить лису жить без обмана. И бабуина не можете убедить не обижать слабых сородичей. Варвар обманывает, потому что его не наказывают за обман. Ворует, потому что можно воровать. Насильничает, потому что проявлять агрессию выгоднее, чем проявлять жалость. Соображения морали или общественного блага не останавливают варвара, потому что это абстрактные понятия, а мы уже писали выше, что абстрактных понятий варвар не понимает. Чтобы варвар не украл, сокровище следует спрятать. Чтобы не обманул, следует обмануть его первым. Чтобы не насильничал, ему просто не надо показывать женщину. Эти меры предосторожности варвары считают приличиями и яростно требуют их соблюдения.
Не нужно только думать, будто варвары в России обязательно относятся к правящему классу, а оппозиционеры сплошь являются цивилизованными людьми. Например, варвару трудно подчиняться дисциплине без насилия, а самодисциплина варвару и вовсе недоступна. И если вы вспомните, сколько нашлось у оппозиционных партий наблюдателей на недавних выборах, то придется признать, что самодисциплина у нас трудно дается всем без исключения людям, вне зависимости от их политических взглядов. Справедливо будет сказать, что редкий человек в несчастном нашем Отечестве, подойдя к зеркалу, не увидит там совершеннейшего гунна.
Способов борьбы с варварством известно два. Во-первых, регулярная армия, как была у римлян времен галльских войн. Ее у нас нету. Во-вторых, тысячелетнее просвещение. Им, безусловно, следует заняться, понимая, что плодов его мы не увидим на своем веку.
Валерий Панюшкин