Успеваемость должна стать результатом усилий ребенка, учителя, родителя и администрации школы

1 августа 2023
Общество

Из года в год не утихает «битва за оценку». Она бушует в родительских чатах, в электронных дневниках и, самое печальное, на кухнях и в детских комнатах школьников и их родителей. Кажется, что чем старше ребенок, чем ближе ОГЭ или ЕГЭ, тем сложнее выиграть бой, в котором нет победителей. О том, почему так происходит, рассказывает директор школы “Макарун” Лола Шурыгина.

Почему так происходит? Возможно потому, что оценка – единственный способ понять, все ли в порядке с ребенком и его знаниями по программе. Никакого другого способа это узнать у родителя и у школы нет.

Школьнику важно понимать свой прогресс по предмету, потому что качественная обратная связь формирует в ребенке ту самую внутреннюю мотивацию, о которой мечтает каждый учитель и родитель. Она воспитывает умение учиться, становится основой здоровой самооценки школьника и поддерживает в нем природную любознательность вместе с интересом к знаниям.

 К сожалению, пятибалльная система такую возможность не дает, и дети чувствуют ее несовершенство, поэтому перестают ей доверять. То есть оценка для них не означает осведомленность и внутреннюю готовность опираться на такое знание о своей успеваемости, а становится сигналом лояльности старших к их школьным будням. Хорошая отметка – “молодец”, “успешен”, “перспективен”, “на тебя можно положиться”. Плохая отметка – и ребенок словно бы недостаточен, неподходящ и в чем-то не так хорош, как от него ожидают взрослые. Это здорово бьет по самооценке ребенка, в которой на самом деле человек не равно его достижения. Достижения – лишь часть его личности, а дети особенно чувствительны к таким сравнениям, подростки часто эмоционально нестабильны. Такая опора на внешний сигнал о том, насколько он хорош относительно условного стандарта, на долгие годы может ввести еще неокрепшего человека в заблуждение относительно того, насколько он сам интересен как личность.

Школе, в свою очередь, важно видеть собственный результат, то есть рейтинг, построенный на оценивании детей, и возможность сделать его видимым, управлять им. Если школа заинтересована в том, чтобы успеваемость росла не формально, на оценках, выставленных в журнал, а через любовь и стремление детей к обучению, то успеваемость становится не набором отметок в журнале и не местом в рейтинге, а результатом усилия, которое прилагают все – учитель, ребенок, родитель, администрация школы.

Общество

Ученые Пермского Политеха разработали новый способ производства долговечного асфальтобетона

Ученые из Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали новый способ производства армированного асфальтобетона. Он не…

Общество

Елена Батурина собрала уникальную коллекцию русского императорского фарфора

В Москве прошла презентация издания, в котором подробно описана коллекция русского императорского фарфора Е. Н….

Общество

«Телефонный звонок». Наталья Гордиенко выпустила новый клип

Многочисленные поклонники таланта заслуженной артистки Республики Молдова, финалистки «Евровидения-2021», лауреата крупных музыкальных фестивалей Натальи Гордиенко…