Современные условия транспортировки заключённых в России не соответствуют никаким стандартам гуманности и могут быть приравнены к пыточным, указывает Amnesty International в своём докладе «Этапирование заключённых в России: Путь в неизвестность», который был обнародован на совместной пресс-конференции Amnesty International и коалиции правозащитных организаций в ИА «Росбалт» в среду.
Amnesty International и её российские партнёры обращаются к властям РФ с требованием немедленной реформы системы перевозки заключённых ФСИН. Органы исполнительной власти должны установить максимальную продолжительность перевозки заключённых, а также сократить предельно допустимое число содержащихся в железнодорожных вагонов для перевозки заключённых) и тюремных фургонах. Кроме того, власти должны начать информировать родственников и законных представителей заключённых о планах по их переводу и обеспечить беспрепятственный доступ к заключённым на всех этапах транспортировки для органов общественного надзора.
Amnesty International и её партнёры также настаивают на неукоснительном исполнений норм действующего законодательства, устанавливающего, что отбывание наказания осуждёнными должно происходить в регионе их проживания или осуждения.
Пыточные условия при транспортировке
«Пришло время создать для этапирования заключённых более человечные условия. Российские власти должны избавиться наконец от наследия ГУЛАГа в современной пенитенциарной системе», – заявил Денис Кривошеев, заместитель директора Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
«Заключённых для отправки к местам отбывания наказания набивают в тесные камеры спецвагонов, где они лишены свежего воздуха, света, воды, постельного белья. На протяжении многочасовых стоянок им не позволяют в должной мере пользоваться туалетом. И такие путешествия с этапа на этап за тысячи километров часто длятся более месяца», – добавил он.
Заключённых обычно перевозят в железнодорожных спецвагонах; их называют «столыпинскими» — ещё один пережиток советского прошлого. Согласно нормам ФСИН, 12 и более человек вместе с вещами помещают в одно купе железнодорожного вагона для перевозки заключённых – в котором могут нормально спать только четверо.
«Мы четыре дня ехали в Самару, без постельного белья, в одной и той же одежде, без всего. Нам не давали даже возможности почистить зубы. Было 40 градусов, а в баке и в туалете не было воды», — вспоминает один из бывших заключённых, с которым встретилась Amnesty International. Всего на «этапе» он провёл пять с половиной недель:
В ходе перевозки заключённым разрешают пользоваться туалетом не чаще чем один раз каждые пять или шесть часов. Во время длительных стоянок на запасных путях их вообще не пускают в туалет. Заключённые, которым раньше уже приходилось совершать такие поездки, рассказывают, что стараются вообще ничего не есть и не пить за ночь до перевозки, и берут с собой как можно больше пластиковых бутылок.
«Если бы накануне я знал об этом, я бы перестал пить, следил бы за тем, сколько пью. Лучше мучиться от жажды, чем потом страдать в поезде», – говорит другой бывший «зек».
Созданные для заключённых условия в вагонзаках и тюремных фургонах позволяют Amnesty International считать заключённых жертвами пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В свою очередь, отсутствие информации об их местонахождении во время этапирования позволяет приравнять это к насильственному исчезновению.
Система колоний – наследие ГУЛАГа
Несмотря на то закон указывает, что приговорённые к реальным срокам должны отбывать наказание в непосредственной близости от места проживания или осуждения, чтобы последующая реабилитация была легче, большинство заключённых, в особенности женщины, отбывают наказание за тысячи километров от своих домов и семей.
Российская Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) унаследовала от советского ГУЛАГа сеть исправительных колоний, многие из которых расположены в бывших исправительно-трудовых лагерях, которые находятся в малонаселённых регионах страны. Это означает, что заключённых необходимо перевозить на отдалённые расстояния – часто до 5 000 км. Это, в свою очередь, делает посещения родственников практически невозможными. Поскольку лишь 46 из 760 пенитенциарных учреждений России имеют отделения для женщин-заключённых, они чаще мужчин вынуждены подвергаться этапированию на большие расстояния.
Заключённые проводят дни и недели безо всякой связи с внешним миром. На всё время этапирования они полностью пропадают из поля зрения, их бесконечных страданий не видит никто. Это не что иное, как бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, которому пора положить конец, считает Amnesty International.
«Удалённость – это один из способов психологической обработки заключённых. Они находятся очень далеко от любой поддержки, помощи», – указывает Алексей Соколов из ассоциации «Правовая основа», который принял участие в презентации доклада.
Этапирование как насильственное исчезновение
ФСИН считает совершенно секретной всю информацию, касающуюся перевозки заключённых и их местонахождения. Ни заключённых, ни их родственников или адвокатов не уведомляют о конечном пункте назначения до того, как начинается перевозка. Перевозка заключённых осуществляется в «столыпинских» вагонах или тюремных фургонах, лишённых окон или нормального освещения. Кроме того, отбывшим в колонии не разрешается иметь при себе часы, что ещё больше усиливает их дезориентацию.
«Во время этих длительных перевозок у заключённых нет никакой возможности связаться с внешним миром. Они практически «исчезают» на целые недели или даже месяцы. Это открывает дорогу различным злоупотреблениям и юридически равносильно насильственным исчезновениям», — подчеркнул Денис Кривошеев.
Классическим примером может служить недавнее дело Ильдара Дадина – Amnesty International считает его узником совести – который после заявлений о том, что его пытали в колонии в карельской Сегеже, в декабре 2016 года пропал более чем на месяц. Сведения о нём появились лишь несколько недель спустя, 8 января 2017 года, когда стало известно, что он переведён в колонию в Рубцовск в Алтайском крае, в 3 000 километрах от Сегежи. Власти заявили, что его перевели «для его собственной безопасности».
Российские правозащитные организации и Amnesty International будут вести кампанию за незамедлительное принятие поправок в Уголовно-исправительный кодекс и внутренние регламенты ФСИН и МВД, чтобы изменить положение российских заключённых к лучшему.