Цыганочка с выходом (из карантина)

8 июня 2020
Общество

Что можно прочитать между строк заключения Минюста о законности ограничительных мер

Бодрое сообщение пришло из Министерства юстиции РФ в пятницу, 5 июня, ближе к полуночи. На сайтах РИАН, ТАСС и «Российской газеты» оно появилось примерно в 23.30 и еще корректировалось. Пресс-служба Минюста (цитируем по «РИА-Новостям») сообщила: «В результате проведенного исследования Минюст РФ считает, что меры, введенные на территории РФ (в том числе указы мэра Москвы и нормативно-правовые акты правительства Москвы), приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти, безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан, соразмерны угрозе распространения эпидемии на территории Российской Федерации».

Вообще-то с этим и до утра, если не до понедельника, можно было подождать. В этой истории еще много странного.

Начиная с того, что Минюст и правительство — по большому счету одно и то же: Минюст — одно из подразделений правительства. Тогда почему в СМИ «поперед батьки» отчитывается Минюст, а не правительство, давшее поручение, в целом? Почему бы в таком случае, допустим, этого не сделать МВД?

И почему в поручении акцент был сделан именно на Москве — а что, из других регионов «сигналов не поступало»?

Соответствующее поручение Михаил Мишустин дал Минюсту, а также Минздраву и Роспотребнадзору всего тремя днями ранее, но, видимо, остальные ведомства также успели представить свои заключения в Минюст.

Поручение было адресовано и некоему «юридическому сообществу», но так и осталось неясным, кто именно и кого представлял под этим флагом, — в сообщении пресс-службы это никак не отражено.

Скорость заключения — даже при том, что в Минюсте такие материалы, конечно, уже накапливались, — чрезвычайная. Почему было бы не обсудить эти очень непростые вопросы со структурами гражданского общества в более открытом режиме? К чему спешка, тем более не в начале карантина, когда, наоборот, разные органы власти долго не могли разобраться (да так до конца и не разобрались) с распределением между ними полномочий, а скорее уже на выходе из него?..

«Проверка практики применения» мер в части «затрагивающих права и интересы граждан» (то есть в части уже допущенных нарушений — а как иначе?) — это компетенция суда, а не правительства и тем более не Минюста. Минюст ведет государственный реестр нормативных актов, издаваемых в том числе органами власти субъектов Федерации, но это лишь превентивный и «бумажный» контроль, а не судебный.

На фоне того, что как раз судебная ветвь власти в Москве как бы подвешена (никто пока так и не подал заявления на вакансию председателя Мосгорсуда), эта полуночная история выглядит как «о чем-то другом».

Штука в том, что «экспертиза Минюста» могла прийти и к другим выводам, которые не так понравились бы Собянину.

А это открывало бы возможности и для более радикальных сценариев — например, для обращения в Конституционный суд за проверкой на предмет соответствия Конституции (и тут не случайно возникают «права граждан») «также иных нормативных актов, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ».

В соответствии с частью 2 ст. 125 Конституции право на такое обращение имеют президент, обе палаты Федерального собрания и пятая часть любой из них, правительство, органы законодательной власти субъектов Федерации, да даже по поручению правительства и сам Минюст, и такие прецеденты в практике КС были.

По-видимому, именно забрезживший выход из карантина и объясняет какие-то скрытые пружины появления «молнии» о заключении Минюста. Предстоящая нормализация общественной жизни может показать и неожиданные перемены в фактическом распределении власти — прежде всего между центром и регионами.

В начале эпидемии, когда Кремль оказался растерян, перевод стрелок на глав регионов был ему выгоден.

За три месяца некоторые главы, в том числе мэр Москвы, показали если и не эффективность (об этом судить, наверное, рано), то, во всяком случае, решительность. Как только в условиях кризиса, с которым никак иначе было и не справиться, главам регионов (и даже городов), была предоставлена какая-то самостоятельность, «вертикаль власти» несколько покосилась.

Не пора ли навести порядок? Надо видеть не только первые два хода в комбинации с «заключением Минюста», но и дальнейшие варианты, с тем же Конституционным судом. И те, кому положено их видеть, видят. Это может касаться, разумеется, не только Москвы. А пока — вот вам еще на какое-то время «свободные руки», чтобы в случае чего спросить с вас и за то, как мы, снова в режиме ЧС, будем из карантина выходить.

Леонид Никитинский
обозреватель, член СПЧ

экономика

Лилия Мингазова ответила на актуальные вопросы по страхованию

Лилия Мингазова, возглавляющая направление прямых продаж Федерального страхового сервиса «Альтернатива», ответила на актуальные вопросы по…

Общество

Москва получила награду всероссийского конкурса за поддержку локальных брендов

Программа поддержки локальных брендов предлагает предпринимателям инструменты для повышения узнаваемости, расширения аудитории и развития бизнеса. Столица стала…

Общество

Маслостанция для испытания пружин: инженерное искусство «70Мпа-инжиниринг»

По заказу ООО «ЦКТИ-ВИБРОСЕЙСМ» группа компаний «70Мпа-инжиниринг» разработала маслостанцию 2НЭЭ25-12И40Т1 для стенда испытания пружин. В…