Традиционная Россия: что празднуем, товарищи?

24 февраля 2021
Общество
Наше «скрепное» общество никак не может избавиться от устаревших гендерных стереотипов.
Наступление весны для многих россиян по-прежнему ассоциируется с двумя гендерными праздниками — Днем защитника Отечества и Международным женским днем.В то время, когда на Западе все больше размываются гендерные грани, а самоопределение становится исключительным правом личности, наши соотечественники все еще следуют стадному чувству и массово скупают носки, пену для бритья, цветы и конфеты. Маркетинговая сфера, безусловно, выигрывает от этой морально устаревшей традиции и держится за нее обеими руками. Ну а граждане готовы раскошелиться ради общественного одобрения и дополнительных выходных.

Но если вдуматься — кому и зачем сейчас нужны эти даты, полностью утратившие исторический смысл? 23 февраля изначально отмечался День Красной армии, после распада СССР праздник переименовали, и сегодня обыватель воспринимает его как абстрактный «мужской день». А 8 марта — некогда день солидарности женщин в борьбе за свои права — превратился в оплот сексизма.

Российское общество, с одной стороны, пытается угнаться за западной массовой культурой, но с другой — никак не может избавиться от старых привычек и комплексов.

Праздник — это не всегда про радость и счастье

Возможно, обычай устраивать праздничные программы для мальчиков и девочек в школах еще имеет некоторый смысл — объединяет, разнообразит досуг и даже помогает выявить творческие таланты. Но, судя по родительским отзывам, стереотипная гендерная привязка начинает напрягать даже в таких безобидных рамках. К счастью, все меньше родителей воспринимают как аномалию то, что девочке хочется играть в футбол, а мальчику интересно попробовать себя в вышивании, — и все больше исходят из таланта и наклонностей ребенка, а не постулатов в духе «так заведено» и «что люди скажут».

Однако взрослый антураж «мужского» и «женского» праздников намертво привязан к гендерным стереотипам. Что же с ними не так и почему они сигнализируют о том, что наше общество еще очень далеко от гармонии?

Мы даже не будем напоминать, что дарить носки или гигиенические принадлежности — это высшая степень дурновкусия: чересчур интимно для посторонних и слишком бездушно для родных людей.

Куда хуже, что 23 февраля имеет яркий милитаристский окрас. Показ старых и новых военных фильмов, военно-исторические реконструкции, концерты военных оркестров, артиллерийские салюты и переодевание в армейскую форму — все это вносит некоторую путаницу в вопрос о том, кому адресован праздник. Но самое главное — он поддерживает вредные установки, не позволяющие мужчине давать слабину, быть ласковым, делиться с близкими тем, что наболело, иметь необычные хобби, заботиться о своем здоровье (а большинство мужчин, вопреки анекдотам про умирающих от температуры в 37 градусов, этим пренебрегают именно из боязни показаться недостаточно сильными). Кроме того, болезненная привязанность к военным победам прошлых лет вызывает скепсис у людей новой формации.

Такой же предвзятостью пропитан и Женский день, который, что характерно, является национальным праздником в тех странах Азии и Африки, где с правами и свободами женщин дело обстоит очень посредственно (на Западе он празднуется только в Германии). По сути, речь идет о государствах, в которых господствует «право сильного», так что вернее будет говорить об ущемлении гражданских свобод как таковых — а ведь именно за них боролись учредители праздника.

«Капитализм» в любви дает шанс, но может отнять судьбу

Подарочная составляющая 8 марта в основном сводится к цветам, конфетам, косметике и кухонным принадлежностям. Люди видят, что цены на букеты и сладости безбожно задираются, но скрепя сердце покупают их тоннами — для жен, подруг, матерей, коллег по работе. Ну и без дежурных комплиментов — тоже никуда. Конечно, в знаках внимания и подарках нет ничего плохого — но они не должны делаться по указке и пропахшему нафталином шаблону с рюшечками. Печальнее всего, что мужчинам, которые считают 8 марта нерушимой традицией, зачастую и в голову не придет изучить интересы любимых женщин, не говоря уж о том, чтобы порадовать их в какой-нибудь другой день.

Немудрено, что российское «скрепоносное» общество агрессивно отвергает мировые тенденции и лелеет свою консервативность, словно Священный Грааль. Пусть в образовании, здравоохранении и других социальных сферах дела обстоят все хуже — зато традиционные ценности непоколебимы.

И пока на Западе, в представлении отечественных «патриотов», расцветают Содом и Гоморра, у нас каждый знает свое место. Мужчинам положено пить пиво под футбол, женщинам — варить борщи; девочек одевать в розовое, мальчиков — в голубое. Увы, очень многие на полном серьезе считают именно это залогом здоровых отношений, опасаясь, что любое отклонение от мифического «предназначения» влечет за собой самые страшные беды.

Людмила Семенова, искусствовед

Общество

Спонсором авторалли на международных зимних играх в Благовещенске стал KAMA TYRES

На льду Амура прошло зрелищное авторалли в рамках Международных российско-китайских зимних игр в Благовещенске, техническим…

Общество

Китай, Индия, ОАЭ: какие страны посетят представители креативных индустрий Москвы в 2024 году

В прошлом году в рамках бизнес-миссий Москва заключила 18 международных соглашений о сотрудничестве в сфере креативных индустрий. Среди стран-партнеров — Бразилия,…

Технологии

Вице-президент «Тинькофф»: «Наличие нескольких платежных систем априори лучше, чем одной»

Присутствие на рынке нескольких платежных систем по определению лучше монополии одной. Об этом в интервью…