6 апреля Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека направил обращение-запрос в ГУВД по Санкт Петербургу. Это случилось вследствие деятельности нашей комиссии по развитию гражданских институтов, обратившей внимание на факт нарушения прав НКО и прав граждан на объединения. Мы были обеспокоены информацией о появлении в отделе полиции Санкт-Петербурга агитационных материалов с информацией о российских некоммерческих организациях как антироссийских структурах.
Как стало известно из публикаций в СМИ, в отделении полиции № 70 г. Санкт-Петербурга появился документ под названием «Информационный лист ГУ МВД России. Морально-психологическая подготовка. Антироссийские исследовательские структуры и их негативное влияние на общеполитическую ситуацию в Российской Федерации», размещенной на информационной доске в помещении отделения полиции в открытом доступе.
По данным СМИ и приведенным фотографиям, в этом материале содержатся утверждения, что «зарубежные исследовательские структуры фактически являются аналогом разведывательных служб и диверсионных подразделений». Они называются русофобскими. К числу этих структур причислены, например, российское правозащитное общество «Мемориал», фонд Егора Гайдара (многие годы сотрудничающий с правительством РФ) и др.
По сообщению тех же СМИ, согласно информации, поступившей из пресс-службы МВД, листовка и плакат к ней подготовлены управлением морально-психологического обеспечения органов внутренних дел России. При этом текст плаката сопровождается рисунком руки, которая давит змею. Лозунг под изображением гласит: «Беспощадно дави русофобию, или она задавит тебя».
Члены комиссии считают, что органы полиции позволили себе то, что они не должны делать. Полиция – не трактует законы, не изобретает не зафиксированные в законах «ярлыки» и диагнозы, обязана действовать только в рамках полномочий и не имеет право призывать к действиям (предлагать действия), сеющие рознь и бытовое насилие. Она не должна вмешиваться в дела российских НКО, да кстати и иных НКО, кроме ситуации, прямо описанной в полномочиях этого органа.
Взаимодействие государства и объединения граждан — это неравные отношения, именно поэтому права человека прямо защищают право на объединение, усиливая позицию слабого субъекта — человека объединяющегося. Для этого есть как международные так и российские правила и институты, в т.ч. Конституция и другие нормы, да и наш совет, собственно. Для полиции похоже это сильно «тонкая» материя. Так это и есть проблема в деятельности полиции, на которую мы обратили внимание. И те, кто допустили подобные действия, должны быть выявлены в разбирательстве и наказаны, не потому что возмездие, а потому, чтобы впредь не было.
Комиссия, опираясь на помощь юристов Центра ГРАНИ, сформулировала основания для обращения Совета. Они ниже.
Просто размещение подобных агитационных материалов в органах государственной власти, в компетенцию которых входит поддержание законности и охрана общественного порядка, с использованием статусов «русофоб», не обоснованных законодательством РФ, в отношение некоммерческих организаций, нарушает права человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ, законодательство о полиции, устанавливающего основные принципы деятельности органов полиции, а также законодательство об экстремистской деятельности.
Статья 6 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, характеризующая применения принципа законности в деятельности полиции, обязывает органы полиции осуществлять свою деятельность в точном соответствии с законом. При этом всякое ограничение прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. С учетом этого требования полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
Размещение в отделениях полиции агитационных плакатов, содержащих характеристики некоммерческих организаций, не предусмотренные действующими федеральными законами, и призывающих в вербальной и визуальной форме к противодействию деятельности этих организаций, явно нарушают принцип законности в деятельности органов полиции.
Принцип беспристрастности в деятельности полиции (статья 7 Закона о полиции) обязывает органы полиции воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции. Характеристика некоммерческих организаций, перечисленных в указанном выше агитационном материале, в качестве русофобских, и призывающих к противодействию их деятельности свидетельствует о нарушении этого принципа, поскольку подобный статус отсутствует в действующем законодательстве, а следовательно, оценочная характеристика деятельности организации в качестве русофобской носит субъективный характер и не может считаться нормальной со стороны органов правопорядка.
Принцип содействие повышения доверия деятельности полиции со стороны населения (статья 9 Закона о полиции) требует от органов полиции, чтобы их деятельность была понятна и обоснованной для населения. Содержание агитационного листа и плаката с перечнем организаций, отнесенных к числу русофобских, вызывает много вопросов о целях появления данного перечня организаций, а также предлагаемого в этом материале способа решения проблемы, которые авторы материала видят в деятельности этих организаций.
Члены комиссии сочли, что появление такого материала в отделении полиции Санкт-Петербурга не только нарушает гарантированные Конституцией РФ права и свободы и точно является примером необоснованного вмешательства в дела НКО и нарушением прав организаций, но и подрывает доверие к работе государственных органов.
Вообще-то, невзирая на скандальность ситуации, комиссия решила, что это пример, прошу прощения, какой-то несусветной глупости и отсутствия вкуса. Сразу скажу, что члены комиссии предприняли специальные усилия, чтобы удостовериться, что мы не столкнулись с ложной (фейковой) информацией и получили соответствующие подтверждения от А.В.Шишлова — уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и редакции «Фонтанки».
Таким образом, комиссия «по делам НКО» сочла необходимым предложить председателю Совета В.А.Фадееву направить подготовленное обращение в орган внутренних дел по Санкт Петербургу – указав на необходимость выявления лиц, допустивших появления таких материалов, дискредитирующих работу органов полиции, и привлечению к установленной законодательством ответственности.
Мы надеемся получить внятный ответ и реакцию, в т.ч. с возможными результатами разбирательства и упоминанием мер к ограничению такой практики в дальнейшем.
В ближайшие недели состоится встреча председателя Совета с представителями прокуратуры и уполномоченных органов в Санкт -Петербурге, где и это вопрос предполагается обсудить. Будут новости – сообщу.
Светлана Маковецкая,
член Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека,
Директор фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ»