«Россия прекрасна, Запад заблудился»
Деятели культуры клянутся в верности курсу партии на «Царьград-ТВ»

Исполнение Владимиром Жириновским «Боже, царя храни» во время награждения в Кремле — прозрачный намек на новые правила жизни в России. Падение доходов населения, слухи об эмиссии, трудовые конфликты — в такое время финансовые аналитики советуют страховать свои риски. Лучшая страховка в России — публичное признание в любви к президенту. Что Жириновский и сделал, прочитав монархический гимн в присутствии гаранта Конституции.

Новые правила вынуждают россиян, зависимых от государственного финансирования, вслед за лидером ЛДПР изобретать свои сценарии демонстрации лояльности. В особенности это касается представителей творческих профессий. В России они, как правило, зависят от заказов государства. Не в меньшей степени, чем работники Военно-промышленного комплекса. Доверительные отношения с профильными министерствами и агентствами — для них важны.

Проблема в том, что до присоединения Крыма можно было высказываться, не опасаясь последствий. В результате многие успели наговорить лишнего, и теперь, на фоне кризиса, им приходится заново уточнять свою позицию и расставлять приоритеты.

Где, каким тоном и что следует говорить, чтобы тебя услышали правильные люди и чтобы простили слова, сказанные в «болотном угаре»? Вариантов, как показывает пение Жириновского, масса. Один из самых интересных — авторская программа Захара Прилепина «Чай с Захаром» на «Царьград-ТВ».

Телеканал «Царьград» принадлежит предпринимателю Константину Малофееву, известному своими симпатиями к политическому православию. Презентация канала прошла 23 сентября 2014-го на VI международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» в Подмосковье, организованном синодальным информационным отделом РПЦ. Полноценное вещание началось 19 января 2016-го, в праздник Крещения Господня.

Главным редактором является Александр Дугин. Эфиры полны сусального золота, колокольного звона, имперского пафоса, евразийских идей и в точности соответствуют новому курсу Кремля на возращение к эстетике ранней Московии. Мешковатая фигура самого Прилепина, разливающего чай в фарфоровые чашки, — по всем признакам, программа «Чай с Захаром» является идеальной площадкой, чтобы объявить о своей любви к Родине и неприязни к либералам.

Сценарий у передачи следующий: в течение часа Захар беседуют с гостями о литературе и политике. Ближе к середине он как бы случайно спрашивает у гостя о его отношении к Майдану, Крыму, к президенту и к тем, кто президента критикует. Гость отвечает как может. Ответы даются прямые, ясные и убедительные. Без тени заумности и снобизма.

Важно понимать, насколько гостям Прилепина — режиссерам, музыкантам, писателям, актерам — дорого сохранение лица. Надо показать, что отказ от своих слов, сказанных до триумфального возвращения величия, продиктован не расчетом, а искренней убежденностью. Ситуация крайне деликатная. Многие из приглашенных совсем недавно утверждали противоположное. Чтобы защитить новое амплуа от подозрений, приходится тщательно отбирать аргументы.

О чем говорят?

Самый экзотический вариант — сослаться на божественное вмешательство. Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков, объясняя Захару причины, по которым он разлюбил Европу, указал на волю Божью. В 40 лет, после потери брата, о существовании которого он до последнего не знал, к нему пришло осознание необходимости покаяния за совершенные грехи. Следуя зову Господа, Бояков обратился к московскому православию. Он удалился в Оптинский скит, отпустил бороду и пришел к убеждению: Россия прекрасна, Запад заблудился, либералы — предатели.

У чеченского писателя Германа Садулаева другой подход: он заявил о своей готовности искупить вину кровью. Писатель утверждает, что готов умереть на поле боя, защищая Россию от внешних и внутренних врагов. Воевать он не умеет, поэтому, как только подвернется возможность, возьмет гранату, выдернет чеку — и бросится под вражеский танк.

Режиссер и сценарист Александр Велединский, объясняя свои симпатии к Кремлю, сослался на опыт общения с русофобскими продюсерами из Голливуда. В самом начале карьеры американцы предложили проект. Велединский детально изучил их предложение и понял, что ничего не выйдет, поскольку он русский, а русских в США боятся и не любят. Получилось довольно изящно: указать на дискриминацию своего творчества как на однозначное свидетельство в пользу верности идеалам «русского мира».

Защита писателя Сергея Шаргунова была построена на апелляции к правильному с точки зрения новой российской идеологии происхождению и биографии. Шаргунов верен России и президенту. Его отец — православный священник, преподаватель Московской духовной академии, а мать — крестьянка. Шаргунов с самого детства на нужной стороне. Во время жарких дискуссий в доме родителей, будучи 7 лет от роду, он мирил монархистов и демократов. В 13 лет защищал Верховный Совет Российской Федерации от Ельцина. В 17 — митинговал с красными националистами генерала Рохлина.

После Майдана Шаргунов приехал в Крым, чтобы убедить Аксенова скорее воссоединиться с Россией. Участвовал в героической защите Донецкого аэропорта от украинских нацистов. Вывод, на который Шаргунов намекает, прост: он навеки связал свою судьбу с Россией, его лояльность несомненна.

Схожей тактики придерживается советский поэт Станислав Куняев. Его мать, как и мать Шаргунова, — крестьянка из калужской деревни. Совершенно чуждая предательским настроениям, витающим в буржуазных столичных средах. Куняев вышел из народа, и все стихи Куняева — о народе и для народа. Он благодарен советской власти за свое благополучие и благополучие своих родственников. Поддерживает курс, взятый президентом. Упрекает либералов в неблагодарности. Согласно Куняеву, либералы не ценят возможности, предоставленные Родиной. В отличие от них Куняев благодарен за квартиру, но был бы благодарен и без оной. Как верный сын своего отечества.

Сегодня внезапную перемену во взглядах объясняют даже мистикой. Так, Скляр рассказал, что после смерти советский писатель оккультист Евгений Головин стал управлять его внутренним миром…

Режиссер Юрий Быков, развивая тему верности, рассказал о том, что он родом из провинции и знает русскую жизнь не понаслышке. В отличие от столичной богемы, у которой принято видеть в русской жизни только грязь и боль, он видит иное. Сквозь недостатки он видит суровый и вместе с тем прекрасный лик своей родины и любуется им. Отдельно упоминается критика со стороны богемы. Московская публика не нашла в фильмах Быкова привычной грязи… и отвернулась. Что, как намекает Быков, свидетельствует в пользу высокой концентрации патриотизма в его произведениях.

Музыкант Александр Скляр, лидер группы «Ва-Банк», автор песни «Когда война на пороге», ставшей гимном донецких и луганских сепаратистов, поведал Прилепину о том, как он внезапно преобразился. Как считает Скляр, в преображении сыграло роль, во-первых, происхождение. У него в роду были священники и казаки — носителяи «глубинного казачества». Во-вторых, влияние советского писателя-оккультиста Евгения Головина, с которым Скляр был знаком в юности и чьими идеями восхищался.

По словам музыканта, после своей смерти Головин начал управлять его внутренним миром. Под влиянием умершего писателя ему начали нравиться идеи Александра Дугина и Александра Проханова. Следуя им, Скляр вошел в круг особых людей, рядом с которыми он почувствовал, будто вернулся на свою «внутреннюю родину». После этого он обрел убеждения, которым следует, невзирая на критику.

Если в ближайшее время ситуация в России не переменится, указанные пути к лояльности — через мистику, через готовность совершить подвиг и т.д. — наверняка будут дополнены новыми.

Максим Горюнов
философ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *