«Россия ползет не на кладбище, а всего лишь в сторону кладбища»

25 апреля 2016
Общество

О том, как регионы учатся выживать в кризис, за счет чьих налогов живет страна, кто умудряется сохранить профицит бюджета, как вырос уровень бедности и как экономическая ситуация влияет на перспективы политических протестов, — The New Times разговаривал с доктором географических наук, профессором МГУ, директором региональных программ Независимого института социальной политики Натальей Зубаревич

KMO_151764_00087_1h.jpg

Наталья Зубаревич уверена: у России громадный запас устойчивости, Москва, 13 января 2016 года

У вас есть ощущение надвигающейся катастрофы?

Нет. Любая поездка по стране закрепляет ощущение невероятной устойчивости системы. И достигается эта устойчивость за счет очень рационального поведения людей. В ситуации кризиса люди минимизируют риски на персональном уровне. Они пытаются найти свои индивидуальные стратегии и не интересуются политикой. Они адаптируются к тому, что видят в стране. Инерция системы плюс невероятная лабильность людей — это две ноги, на которых стоит страна сейчас и может долго так стоять.

Кто содержит страну

Сколько сегодня в России регионов-доноров? Насколько периферия зависит от Москвы?

Словом «донор» лучше вообще не пользоваться. Неверно называть регионами-донорами те, которые просто не получают дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. Дотация эта рассчитывается исходя из валового регионального продукта. Грубо говоря: тем, у кого ВРП маленький, — тому больше, середнякам поменьше, а тем, у кого ВРП выше среднероссийского, — тому кукиш. Регионов с душевым ВРП выше среднероссийского по разным годам от 9 до 12–13. Но это совершенно не значит, что они не получают ничего от федералов.

Хорошо. Сколько же таких «богатых» регионов?

В России буквально три с половиной региона делают кассу федеральному бюджету. Два базовых налога — налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ, и налог на добавленную стоимость, НДС, полностью идут в федеральный бюджет. Картинка выемки денег из регионов такая: 100% — все налоговые доходы федерального бюджета; 27–28% — Ханты-Мансийский автономный округ, 10% — Ямало-Ненецкий автономный округ, 14% (а раньше было 18) — Москва…

За счет чего Москва оказалась в этом ряду?

За счет НДС, за счет конечного потребления. Конечное потребление сидит в агломерациях, а НДС платится с конечного продукта, который продали потребителю. В Москве просто много народу. Также учтем, что в Москве хорошие зарплаты, то есть очень высокий НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Еще 5% в структуре доходов — Санкт-Петербург. То есть 55–60% всех доходов в федеральный бюджет поступает из четырех субъектов Федерации.

график 1.jpg

Это 60%, а остальные 40?

Все остальные регионы. Еще десяток регионов наберется, у которых два процента или один. Прочие придется рассматривать под микроскопом.

Методики выживания

А кто в зоне риска?

По 2015 году дефицит федерального бюджета — 2 трлн руб. Кстати, это первый год дефицита, до этого у федералов все было хорошо. Чем вызван дефицит? Вы думаете, кризисом? Ничего подобного. Он вызван тем, как мы стали тратить деньги. Во-первых, растет поддержка Пенсионного фонда — а куда деваться-то, старых все больше, доходов все меньше, люди уходят в серую зону. Во-вторых, 28% — рост расходов на оборону. При том что доходы бюджета сократились на 5%. Добавим еще 12% на нацбезопасность и получим треть всего бюджета.

А после создания Национальной гвардии эта статья расходов еще увеличится?

Нет, не думаю. Перераспределят. Власть начала уже думать головой. В 2015 году — минус 6%. И в 2016 году также порубят оборону.

То есть они действуют умнее, чем руководители СССР?

Да. Это еще один фактор устойчивости — гораздо больше стало квалифицированного управления, нацеленного на снижение рисков. Я не говорю о внешнеполитических делах, конечно, только об экономике.

Но в СССР занимали, продавали золотовалютный запас…

А сейчас нет. И я уверена, что к выборам президента мы сохраним немалую часть Фонда национального благосостояния. Это только психи без денег ходят на выборы, а умные люди на выборы ходят с деньгами. И так будет, потому что у власти должен быть запас прочности. Из чего я исхожу? Да очень просто: я смотрю, как ведут себя бюджеты регионов. Регионы действуют рационально: в 2015 году доходы бюджетов регионов выросли на 6%, расходы только на 1%. Регионы начали «рубить» социалку. ЖКХ — 51 регион порубил, культуру — 54 региона, образование — 48. Меньше всего пока трогают соцзащиту.

график 2.jpg

Что имеется в виду?

Пособия населению. Без учета пенсий, пенсии — это федералка. В сентябре прошли выборы глав в 21 регионе, а кто же сокращает пособия перед выборами? А в 2016 году будут сокращать, потому что ресурс сокращений по другим статьям мал. Пока только 20 регионов сократили расходы на здравоохранение, 16 — на соцзащиту. Но процесс будет усугубляться. Вы скажете: а люди же взвоют! Нет. Если работать аккуратно и постепенно, отсекать небольшие группы населения, усложнять процедуру входа в систему за счет сложности собирания разнообразных справок и документов — не взвоют.

Есть пример Ярославля: выделяются группы больных редкими болезнями, на каждого из которых нужно лекарств на миллионы, — и лекарства им просто перестают закупать. Абсолютно циничная, но работающая схема. Больных-то мало, серьезного возмущения они не породят, а экономия существенная. То же — с ВИЧ-инфицированными.

Расходы на лечение ВИЧ-инфицированных сокращаются?

Я знаю это из разговоров с людьми на местах, это нельзя подтвердить цифрами. Открытой росписи расходов на здравоохранение не существует. Выделяются расходы на стационарную медицинскую помощь, на поликлиническую помощь. Плюс — «другие расходы в сфере здравоохранения», шестьдесят с лишним процентов. Там — и расходы на больных редкими заболеваниями.

Какие еще есть технологии срезания расходов?

Затрудняется вход в систему. Допустим, вводится какое-то ограничение по документам, которые вы должны представить для того, чтобы попасть в категорию получателей пособия. Еще неиндексация пособий. При 13-процентной инфляции это очень хороший способ сэкономить, не возбуждая классовой ненависти. Есть вариант отмены отдельных пособий. Исчезают кое-какие региональные доплаты в тех регионах, которые были побогаче и доплачивали. Способов масса. Это как мозаика, каждый крутится как может. Каждый щупает и ищет ту меру, которую можно реализовать, не возбуждая протестов. Есть регионы, которые не смогли. В Краснодарском крае — отменили льготы на проезд пенсионерам, и люди вышли на улицы. Льготы пришлось вернуть.

Кто в плюсе

Какие еще регионы, помимо названных, показывают способность приспосабливаться?

Вот, например, Владимирская область, сохранила профицит. Там очень аккуратно велись расходы. А у Москвы — профицит, заначка в 144 млрд руб. при бюджете 1,6 трлн. Доходы выросли на 8%, расходы порубили на 5. Школьное образование — на 20, здравоохранение — на 10. Культуру — на 19.

А зачем рубить расходы при таком профиците?

Хороший вопрос. Не завершены очень многие объекты инфраструктуры. Не очень понятно, что будет с доходами на 2016 год. Уже хорошо просел налог на прибыль. Правда, на 7–8% вырос НДФЛ. Но где гарантия, что будут опять повышать зарплаты, ведь кризис усугубляется. Мэрия задирает ставки налога на имущество и что-то дополнительно получает. Но бизнес ведь тоже нельзя налогами доить бесконечно, нужна заначка. Вот и сделали переходящую заначку на следующий год, чтобы завершить дорожное строительство, бесконечный ремонт переходов и выходов из метро. Кроме того, в прошлом году Москва получила подарок от федералов: дополнительный трансферт в 35 млрд.

На что?

По графе «иные межбюджетные трансферты». Хотите деталей — спрашивайте у Сергея Собянина. Говорят, что на метро, поскольку метро никогда не финансировалось только из московского бюджета.

график 3.jpg

Источник: Из доклада Натальи Зубаревич: «Кризис в России: региональная проекция», март 2016 года

Увеличить

А каким образом все-таки сохраняет профицит бедный Владимир?

Видимо, причина в очень аккуратной бюджетной политике: по одежке протягивай ножки. Регион, возможно, не раздувал социалку. Кстати, и у Ленинградской области нет дефицита бюджета.

За счет чего?

Введено много портов, введено дополнительное промышленное производство. В Ленинградской области очень приличный рост налога на прибыль, но это налог «гуляющий», его можно распределять по регионам. Значит, в пользу Ленинградской области распределили хорошо. Вот от Москвы же он ушел отчасти. В лужковские времена в гигантском бюджете Москвы налог на прибыль иногда превышал 40%, гуляли. Потому что в Москве находились штаб-квартиры добывающих компаний. У Собянина уже нет таких адских ресурсов, сейчас главный налог в Москве, почти 40%, — НДФЛ. Поэтому теперь мы налогоплательщики, мы, а не крупные компании.

И хотелось бы мне, как налогоплательщику, знать: а на что деньги-то тратятся? Теперь это не рента, теперь это моя зарплата.

Кто еще «в плюсе»?

Питер, там нет дефицита. Еще богатые регионы, естественно, ХМАО, Тюменская область, Сахалин, Чукотка. Севастополь в плюсе, он не смог потратить выделенных денег. Крым, как и вся Россия, ушел в дефицит. А Севастополь нет. В 2014 году у Крыма и Севастополя совместно был громадный профицит — 17 млрд. Им тогда докинули 125 млрд прямых трансфертов и весь НДС, который должен идти в федеральный бюджет, и они вышли на 80-процентный уровень дотационности. В 2015 году все шло чин чином, пенсии — через Пенсионный фонд, а не через бюджет, медстрах — через Фонд обязательного медицинского страхования. Поэтому общий объем трансфертов, идущих прямо в бюджет, резко сократится, так и должно быть.

Таким образом, в России девять регионов с профицитным бюджетом.

В целом получается, что дефицит бюджета стал меньше: в 2013 году — 77%, в 2015 году — 76%. Как это может быть, если кризис прогрессирует?

В 2013 году еще не понимали, что надо все рубить, и рост расходов совпадал с ростом доходов, а то и опережал их динамику. В 2015 году все всё поняли.

Дефицит 2015 года — не экстремальный, он типичный. В 2013 году был чудовищный дефицит, 640 млрд. Это дефицит, созданный майскими указами Путина, указами 2012 года о повышении заработной платы, ноги-то оттуда растут. Их выполнение было в основном возложено на регионы. И регионы просто надорвались. Интересно взглянуть на уровень долгов регионов относительно собственных доходов и бюджета, без учета тансфертов. Есть удивительный пример: Мордовия, которая тратит и тратит, наращивает расходы, залезает в долги и залезает, и никаких последствий это не имеет. Никаких наказаний не следует. Наоборот, когда им становится совсем плохо, им еще добавляют бюджетных трансфертов.

график4.jpg

Увеличить

Ну, не может федеральный центр бросить регион и сказать: все, в Мордовии теперь не будет школ и больниц.

И не бросит. Но почему не последовало наказания? Может быть, это сверхлояльность, это 146% за «Единую Россию» сыграли свою роль. У меня нет готового ответа. Вся страна разная. Регионы ведут абсолютно разные политики. Кто-то рискует и не факт, что пьет шампанское, но многие пока пьют. Кто-то зажимается, кто-то пытается договориться. Люди в регионах крутятся или, наоборот, идут ва-банк по-разному. Это еще один фактор стабильности России в целом — мы диверсифицированная система. А диверсифицированная система устойчивее, чем гомогенная. В сложной системе, включающей разные взаимоотношения с центром, разные способы принятия управленческих решений, разные структуры экономик, — риски снижаются.

Новые бедные

Уровень бедности, насколько он вырос?

Вырос. Плюс три миллиона бедных. В процентах — с 10,5 до 13,6.

Кто такие сейчас бедные?

Люди с доходами ниже прожиточного минимума.

А уровень неравенства?

Неравенство, скорее всего, не растет. Правило очень простое: экономический рост усиливает неравенство. Потому что растущий пирог распределяется неравномерно, большая его часть уходит ресурсно богатым группам населения. Наше неравенство выросло в 1990-е и 2000-е. Сейчас система отстроилась.

В каких регионах ситуация самая трудная?

Мы имеем данные по уровню бедности только за 2014 год. Региональная статистика в России по некоторым показателям запаздывает на полтора-два года.

Серая экономика выросла?

Выросла, это статистика. Но она росла не в кризис. Численность занятых на так называемых крупных и средних предприятиях, организациях (это те, кто ежемесячно учитывается в Росстате) сократилась с 41 до 33 млн человек. Куда ушли эти люди? Оптимизация, бизнес убирал неэффективных.

Часть подалась в малое предпринимательство в двух формах: юрлица, но это где-то 10–11 млн человек, вторая часть — ИП. Что такое ИП? Зарегистрировано 5–6 млн, а реальную деятельность ведут от 3,5 до 4 млн. Дальше — серая зона. И если раньше это было примерно 17 млн человек, то сейчас — под 20 млн.

граик 5.jpg

Можно говорить, что пик кризиса достигнут?

Первый пик был в декабре 2014 года, когда посыпались доходы и потом зарплаты. Острая фаза — с февраля по май 2015 года включительно, когда полетела промышленность. А потом наступил период «новой нормальности». Началась стабилизация на худшем уровне, и она длится. Россия ползет не на кладбище, а всего лишь в сторону кладбища, но как-то очень небыстро. И со свойственным всем нам оптимизмом мы полагаем, что, возможно, это путь совсем в другое место. Я слышала такую фразу (не помню автора): мы движемся не на кладбище, а в задницу. Это задница, и начинаем в ней обживаться. Я сложила все дефицитные бюджеты регионов: 370 млрд. В 2014 году — 440 млрд, в 2013 году — 640. Идет рихтовка. Люди научаются жить в условиях, когда надо экономить. Сложнее сказать — где основные формы экономии. Возможно, это социалка.

Даже перед выборами?

Тут нет прямой связи. Есть две ключевые электоральные группы — пенсионеры и бюджетники. Бюджетники, как правило, не являются получателями пособий по соцзащите населения. Пенсионеры зависят не от региональных бюджетов. Знаете, кто в России больше всего реально пострадает от этого кризиса? Этот кризис бьет по семьям с детьми. Уровень детской бедности в России в полтора раза выше, чем общая бедность.

Что значит «детская бедность»?

Если разделить население России по возрастным группам, увидим, что, когда уровень бедности в среднем по населению России был 11–12%, то среди детей он был 17, 18, 19. А вы как думали? У нас детские пособия в регионах 200, 300, 400 рублей в месяц! Если два родителя работают на низкооплачиваемых работах, то второго ребенка им уже не на что содержать. Рождение второго ребенка до недавних времен было первым шагом к бедности в Российской Федерации.

«Этот кризис бьет по семьям с детьми. Уровень детской бедности в России в полтора раза выше, чем общая бедность»

Государство должно понимать, что для него принципиальны дети.

Нет, оно не готово это понимать. Оно это понимало в условиях экономического подъема, когда ему нужна была рабочая сила. Сейчас мы вошли в довольно длительный кризис. Мой прогноз прост. К президентским выборам 2018 года демографическую тематику закроют. Просто перестанут обсуждать, поскольку она перестанет быть победным контекстом, она станет печальным контекстом.

график 6.jpg

Увеличить

Кризис и протесты

Как влияет кризис на перспективы политического протеста? Мы знаем, что политическая активность — это крупные города.

Крупнейшие города.

А для того, чтобы заниматься протестной активностью, у вас должно быть время и деньги.

О да.

Именно поэтому в 2011 году и пошел протест: люди заработали деньги и могли себе позволить заняться политикой.

Согласна. Люди ушли от рутинного выживания, и у них расширился горизонт понимания желаемого.

Что сейчас с этой точки зрения в больших городах?

Есть несколько каналов, снижающих вероятность протестов. Первый — это отток из страны наиболее конкурентоспособного, образованного, квалифицированного населения. Это не дети, это не студенты, это 30 плюс — те, у кого есть шанс занять квалифицированную позицию на западном рынке. Мы теряем человеческий капитал, но и это же снижает протестный ресурс.

Второе. Если вы теряете работу, то массовая стратегия — это адаптация понижательного типа. Вы находите работу с низшей заработной платой и с более низким статусом и квалификационными требованиями, но вы работаете. Это не улучшает ваше самочувствие, вам становится уже не до протестов, вы либо впадаете в депрессию, либо пытаетесь дополнительно подрабатывать, чтобы компенсировать падение статуса и дохода.

Третий вариант. Уход в себя, в свои хобби, в свои интересы. Это очень советский тип, я его прекрасно помню, все наши кухонные посиделки, разговоры, книжки. Вполне себе полноценная жизнь.

И четвертый вариант: забить на все и начать спиваться.

Евгения Альбац, Иван Давыдов

Общество

Дверь в мир фантастики открывает читателю рассказ «Карадагский змей» Остапа Стужева

Те, кто прочитает рассказ «Карадагский змей», смогут погрузиться в мир мистики и фантастики, получить научное…

Общество

Специалисты KAMA TYRES получили награды на Всероссийском конкурсе массового рационализаторства

Состоялось торжественное награждение победителей первого Всероссийского конкурса массового рационализаторства. KAMA TYRES стал единственным представителем отечественной…

Общество

ФПК «Гарант-Инвест» стала генеральным партнером благотворительной акции «Самое время жить»

Фонд борьбы с лейкемией 10 марта провел благотворительное спортивное мероприятие «Самое время жить». Уже второй …