Российские власти ответили на вопросы ЕСПЧ по жалобе на блокировки интернет-ресурсов

На прошлой неделе Россия ответила на вопросы ЕСПЧ по коммуницированной судом жалобе владельцев сайтов «Грани.Ру», «Ежедневный журнал» и «Каспаров.Ру» на незаконную блокировку ресурсов.

«Ответ властей РФ трудно назвать аргументированным и обоснованным, — считает старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, которая представляет интересы «Ежедневного журнала». — По сути, повторена риторика национальных судов, все действия прокуратуры, Роскомнадзора и судов считаются абсолютно законными, а принятые меры — адекватными ситуации».

«Может быть, и не стояла задача аргументированно представить позицию перед ЕСПЧ, достаточно просто технично и без запинок повторить все то, что мы уже неоднократно слышали, — предполагает юрист. — В очередной раз заявили, что судами установлен факт распространения публикаций, содержащих призывы к участию в несанкционированных массовых мероприятиях, — в то время как ни одна публикация «Ежедневного журнала» не была названа в требовании прокуратуры и, следовательно, не исследовалась судом. Опять подчеркнули, что владелец сайта не удалил запрещенную информацию, без оговорки о том, что владелец «ЕЖ» на протяжении всего судебного процесса настойчиво просил дать ссылки на запрещенные публикации именно с целью их удаления, но слышал лишь о «тенденциозности подачи материала» на всем ресурсе».

«Вишенкой на торте» стало пространное рассуждение российских властей о том, что законом не определены способы ограничения доступа к контенту сайтов и операторы связи сами выбирают их в зависимости от имеющихся технических средств. И это, по их мнению, говорит о достаточно ясном законодательстве в области регулирования интернет-контента и предсказуемости в его применении. Интересно, они сами себя слышат?» — удивляется юрист.

Сайты были заблокированы в 2014 году Роскомнадзором по требованию Генеральной прокуратуры. Владельцы ресурсов не смогли добиться в российских судах даже информации о том, из-за каких именно публикаций были применены такие меры ограничения.

Причина блокировки «Ежедневного журнала» – «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности или участию в массовых публичных мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». К каким именно страницам ресурсов и текстам относилась эта формулировка, узнать так и не удалось.

В 2016 году «Ежедневный журнал» подал жалобу в ЕСПЧ. В ней подчеркивается, что уровень вмешательства в право на свободу выражения мнения, которое гарантировано статьей 10 Конвенции о защите прав и свобод человека, непропорционален преследуемой цели.

Роман Жолудь, собственный корреспондент в Центральном федеральном округе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *