Стагнация экономики, продолжение санкционной политики и заморозка зарплат госслужащим — такой прогноз Минэкономразвития предложен для бюджета страны на следующие три года, выяснила «Газета.Ru». Только самый оптимистичный вариант при цене нефти выше $55 за баррель предполагает рост в 2019 году, а также нулевой отток капитала.
Грустный прогноз на 2017–2019 годы приготовило Минэкономразвития для правительства и президента. Можно сказать, что это холодный душ для власти после эйфории от итогов парламентских выборов.
21 сентября на совещании по бюджету у Дмитрия Медведева ведомство Алексея Улюкаева представило три варианта прогноза — «базовый», «базовый+» и «целевой». «Газета.Ru» ознакомилась с материалами совещания и самим прогнозом.
Только в «целевом» темпы роста ВВП выходят на высокий уровень (4,5%) в 2019 году. Два других варианта предполагают рост на 0,6–2,4%. Прогноз на текущий год совпадает с ранее сделанными оценками ведомства — минус 0,6% ВВП.
То есть речь идет о стагнации экономики на всю трехлетку по всем трем вариантам. Вместе с 2013–2014 годами, когда ВВП вырос всего на 1,3 и 0,7% соответственно, получится, что российская экономика будет находиться в состоянии рецессии или слабого роста семь лет.
А до этого был еще кризис 2009 года, когда экономика рухнула на 7,8%. Очевидно, что это не тот темп развития, который нужен стране.
Экономические трудности привели к тому, что впервые с 2012 года к дискуссии по бюджетным вопросам наравне с другими министрами был привлечен экс-министр финансов Алексей Кудрин.
Все три варианта нынешнего макропрогноза составлены с учетом продолжения санкций и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всех трех лет, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков.
Положительный эффект от санкций по прогнозу один — все варианты предполагают снижение оттока капитала. Согласно «базовому» варианту, он сокращается с $58 млрд в 2015 году до $18 млрд в 2016–2017 годах с дальнейшим снижением до $16 млрд к 2019 году. По «целевому» варианту в 2019 году отток капитала прекратится полностью. На этом как раз и построена инвестиционная модель этого сценария — Минэкономразвития полагает, что этому послужит инвестиционная активность и рост прибыли резидентов.
В отличие от Банка России, Минэкономразвития считает, что целевого уровня инфляции в 4% в «базовом» варианте не удастся достичь даже в 2019 году (получится 4,1%). В следующем году инфляция составит 4,9%, в 2018-м — 4,4%. Прогноз на конец этого года — 5,8%. В двух других вариантах инфляция в 2019 году снизится до 3,9%, при этом в целевом варианте на 4% предполагается выйти в 2018 году.
«Базовый» вариант прогноза рассчитан исходя из средней цены нефти Urals $40 за баррель в течение трех лет и среднегодового курса доллара 64,4–65,5 руб. При таком «плоском» подходе промышленность, розничная торговля, зарплаты и доходы населения, инвестиции в основной капитал будут расти минимальными темпами, которые не превысят 3% к 2019 году. ВВП по данному сценарию вырастет на 0,6% в следующем году и на 1,7–2,1% в 2018–2019 годах.
«Базовый» прогноз ухудшен по большинству показателей по сравнению со сценарными условиями, которые были опубликованы весной. Стоит отметить, что Минэкономразвития считает «базовый» вариант прогноза консервативным и не предполагающим кардинального изменения модели экономического роста.
Вариант «базовый+» отличается от «базового» тем, что предполагает более высокую цену нефти — $50 в 2017 году и $55 в 2018–2019 годах и более низкий курс доллара — 58,7–61,7 руб.
Тут все немного лучше, чем в «базовом» варианте. Например, инвестиции в основной капитал в 2018–2019 годах составят 3,8 и 4,5%, а оборот розничной торговли в 2019 году увеличится на 3,9%.
Что касается «целевого» варианта прогноза, то это некое идеальное развитие ситуации. Цена на нефть заложена такая же, как и в «базовом+» (курс доллара — 57–60,7 руб). Предполагается, что правительство проводит реформы, сдерживает тарифы и рост зарплат, перераспределяет бюджетные расходы, ЦБ в следующем году снижает ставки, из-за чего растет кредитование, а частный сектор наращивает инвестиции и несырьевой экспорт. В результате экономика в целом переходит на инвестиционную модель развития.
Зарплаты не вписываются в экономический рост
Доходы населения в 2017–2019 годах не окажут серьезного влияния на экономику. Минэкономразвития исходит из того, что стремительного обвала зарплат, аналогичного 2015 году, уже не будет. Тогда реальные зарплаты снизились на 9%. В результате реально располагаемые доходы населения сократились на 4% в 2015 году и на 5,6% в 2016 году. По «базовому» варианту рост зарплат в 2017 году ожидается только на 0,6%, а к 2019 году зарплаты увеличатся не более чем на 1,6% за год. При этом Минэкономразвития явно рассчитывает на повторение ситуации 90-х годов, когда основные отчетные показатели доходов населения, в основном в депрессивных регионах, обеспечивались за счет пособий и пенсий.
В прогнозе Минэкономразвития уточняется, что «в условиях ограниченных финансовых возможностей и медленного восстановления экономики предусматривается обязательное исполнение минимальных социальных обязательств государства».
В бюджетном секторе зарплаты расти почти не будут — запланировано только поддержание достигнутого уровня зарплат учителей, врачей и научных работников, гарантированного майскими указами президента 2012 года.
«Для прочих работников бюджетной сферы, в том числе государственных служащих, в 2017–2019 годах — мораторий на индексацию оплаты труда», — говорится в прогнозе.
Во внебюджетном секторе экономики динамика зарплат будет зависеть только от производительности труда. Но в этом секторе экономики явно скажется ситуация 2016 года — Минэкономразвития объясняет падение доходов ниже прогнозируемого уровня снижением доходов населения от предпринимательской деятельности и неформального заработка. Правительство не собирается стимулировать рост производительности труда за счет роста конкуренции среди работников за рабочие места. По всем вариантам прогноза уровень безработицы сохранится на уровне 2015 года — около 5,9%.
Вариантов избежать секвестра расходов нет
Все три варианта прогноза подходят для обоснования уже заявленной Минфином жесткой бюджетной политики.
Минэкономразвития впервые официально подтверждает, что за предвыборное лето основной тезис бюджетной кампании не поменялся — бюджет и его влияние на экономику оцениваются исходя из заморозки расходов в реальном выражении на уровне 15,78 трлн руб.
Из документов Минэкономразвития следует, что для бюджета компромиссы получены только по нескольким вопросам. Это решение об индексации пенсий с 1 февраля на уровень прошлогодней инфляции и отказ от индексации пенсии работающим пенсионерам с 2017 по 2019 год.
Ни один из вариантов прогноза не обеспечивает мягкой бюджетной политики. Нынешняя бюджетная конструкция при попытке достичь целевых показателей по экономическому росту или инфляции должна ужесточиться.
Напомним, что Минфин уже рассчитал бюджет с условием обязательного сокращения всех расходов в 2017–2019 годах на 6, 9 и 11% соответственно. «При оценке доходов бюджетов Минэкономразвития исходит из принципа необходимости сохранения стабильности налоговых условий», — говорится в документах ведомства.
Для финансирования дефицита не удастся избежать использования средств резервного фонда и ФНБ, привлечения внутренних и внешних заимствований и приватизации госимущества.
Для достижения параметров «целевого» прогноза предлагается проведение «значительных структурных преобразований расходной части федерального бюджета, предполагающих оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов и радикальный пересмотр госпрограмм».
Дмитрий Медведев на совещании в среду не принял окончательного решения о том, как использовать прогноз для обоснования бюджетной тактики. «Нужно принять такое решение, которое обеспечит устойчивость и сбалансированность бюджетной системы как минимум на ближайшие три года», — говорил премьер-министр. Он предлагал «сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, поддержать в первую очередь те отрасли, развитие которых дает максимальный эффект». Но окончательный выбор предстоит сделать президенту Владимиру Путину уже в четверг — правительство собирается обсудить прогноз с президентом.
Три сценария макроэкономического развития
Петр Нетреба