Пропаганда онемела

4 февраля 2019
Общество

Внешние враги разобраны, а внутреннего оказалось сложно найти

В течение пяти лет российские власти занимались тщательной селекцией мутантов. Задача этих искусственных существ заключалась в том, чтобы врать, отвлекать людей от собственных проблем и разжигать ненависть. В отличие от пропагандистов предыдущих десятилетий у новой пропаганды не было пауз, сомнений или интеллектуальных амбиций. Соловьев, Киселев, Шейнин и Норкин ежедневно учили миллионы своих зрителей наслаждаться превосходством над другими людьми и дисциплинированно колебались по темникам. В какой-то момент начало казаться, что они преуспели и что россияне готовы бесконечно потреблять истории про смешных и жалких жителей Украины или маргиналов внутри страны.

Но сегодня социологические опросы, включая проведенные по запросу государства ВЦИОМ или ФОМ, фиксируют масштабные изменения в настроениях граждан. Рейтинги доверия всех без исключения институтов власти падают, а тревожность и пессимизм в отношении будущего растут. В России наступает время внутренних проблем. Сериал под названием «Чем мы лучше Украины» не получается продлить на шестой сезон.

Мутанты при этом остались на своих местах, все еще имеют доступ к аудитории и потеряли любые навыки, кроме тех, которые требовались от них в новейшую эпоху ненависти.

Сейчас через YouTube можно посмотреть, как они тасуют на своих шоу одни те же лица и сюжеты и пытаются продлить свое существование. Но старые ходы не работают, истории о том, как наши ракетонесущие крейсеры спасают мир, волнуют людей куда меньше, чем бедность и неравенство, падение доходов и коррупция или просто мусорные свалки. Говорить о таких реальных вещах российское телевидение разучилось.

Пропаганде больше нечего сказать: внешние враги перебраны и каталогизированы, этот ресурс для ненависти исчерпан. Найти нового внутреннего непросто — граждане все больше обращают внимание на качество гос­управления и его последствия. Всерьез натравить пропаганду на чиновников — решение, которое будто бы напрашивается, — значит спровоцировать конфликт внутри элит, итоги которого никто не предскажет.

Интересный случай произошел с шейнинским шедевром «Время покажет» в самом начале февраля. Леонида Гозмана по инерции зовут на такие пропагандистские передачи, хотя его роль в них становится все менее ясной. Зачем его звали изначально, всем известно: показать свободу слова в лице одного либерала и еврея, над которым можно иронизировать всей студией.

Но труп пропаганды, похоже, уже проплывает мимо Гозмана.

На всю страну он рассказал о преступлении, совершенном в отношении активистки «Открытой России» Анастасии Шевченко, дочь которой скончалась в больнице, в то время как саму Шевченко отправили под домашний арест за репосты в социальных сетях.

Все, что смогла ответить Гозману отборная публика в зале, свелось к утверждению о том, что он провокатор. Это важный момент: когда государство руками своих следователей и судей совершает заведомо аморальный поступок, это больше нельзя объяснить ни ссылкой на украинский кризис, ни гипотезой о том, что во всем виноваты Запад и американцы. Когда государство некомпетентно, цель пропаганды наступает в том, чтобы любой ценой не замечать этого. А тот, кто посмел заметить, нарушает правила игры и провоцирует народ делать то же самое.

Кирилл Мартынов
редактор отдела политики

экономика

Шины отечественного производства получили положительные отзывы от экспертов всероссийской программы оценки качества

Грузовые шины Шинного комплекса KAMA TYRES получили профессиональное признание и стали победителями федерального этапа престижной…

Здоровье

Meiyume на выставке Cosmopack Asia 2025: SEEDED — опираясь на интеллект, объединяя вдохновением красоты

Компания Meiyume, пионер в области комплексных решений в индустрии красоты, представляет на выставке Cosmopack Asia…

Общество

Leo Classics покажет резонансные выпуски «БесогонТВ» о культуре и современности

С ноября 2025 года на видеоплатформе Российского фонда культуры Leo Classics начинается показ выпусков золотой…