Профилактика возгорания

Общественная палата разработала систему профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов, которая будет представлена на заседании Совета при президенте РФ, запланированном на октябрь этого года. Предлагается, в частности, создать межведомственный экспертный совет. Его члены будут анализировать информацию из регионов и выступать посредниками в урегулировании этнических столкновений. Совет должен привлечь к своей работе представителей общественности, НКО, бизнеса и науки. Замначальника управления мониторинга, анализа и прогноза Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Роман Сафронов сказал, что агентство готово предоставлять экспертному совету любую информацию об этноконфессиональной ситуации в регионах, кроме секретной. По его словам, ФАДН надеется «стать постановщиком задач» для экспертов, обеспечив таким образом «взгляд на ту или иную проблему со стороны».

По мнению Москвы, руководители регионов сами должны отвечать за межнациональный мир на своей территории

На совещании в ОП, где обсуждались эти предложения, говорилось о невысокой квалификации региональных и муниципальных чиновников, работающих в сфере нацполитики, о дефиците квалифицированных этнологов. В связи с этим рабочая группа ОП разработает профессиональный стандарт медиатора в этнорелигиозных конфликтах. Другой профстандарт аналогичной направленности готовит министерство труда и социальной защиты. Стандарт распространяется на региональных чиновников, отвечающих за межнациональное и межконфессиональное согласие. Эти чиновники будут обязаны изучить этнопсихологию, этнополитику, религиоведение. Им также надлежит проводить мониторинг конфликтных ситуаций и предотвращать столкновения на национальной почве. Кроме того, госслужащие обязаны будут способствовать культурной адаптации и интеграции мигрантов. «С теоретической точки зрения это нормальный, правильный бюрократический ход, — говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов. — Но не стоит думать, что это произведет какую-то революцию, потому что помимо знаний есть огромное количество других сопутствующих моментов: степень влиятельности чиновника, общая ситуация в субъекте, отношения с силовым блоком, отношения с диаспорами и конфессиями. Если это все не учитывать, то никакие знания не помогут».

Разработка профессионального стандарта для чиновников, ответственных за сферу межнациональных отношений, — продолжение политики федерального центра в отношении местных властей, которые, по мнению Москвы, сами должны отвечать за мир и согласие в регионе. С недавних пор эта ответственность закреплена законом. Главам городов, районов и поселений вменено в обязанность защищать равенство прав и свобод граждан разных национальностей во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями и другими организациями. Региональным парламентам надлежит принимать законодательные акты, «направленные на соблюдение, реализацию и защиту равенства прав и свобод граждан независимо от расы, национальности, языка и вероисповедания». Кроме того, местные власти должны помогать «социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов». Мэры городов, на территории которых произошли межнациональные конфликты, могут быть отправлены в отставку. Скептическое отношение в этому закону уже высказывалось. Главный довод скептиков: теперь под страхом увольнения мэры будут заниматься не профилактикой межнациональных конфликтов, а сокрытием их. Такое действительно не исключается. Но и широкая дискуссия по национальному вопросу сегодня небезопасна. Она может сработать как общественный детонатор.

Уровень ксенофобии в России снижается, активность националистов и их сторонников падает

При всем при том уровень ксенофобии в России снижается, активность националистов и их сторонников падает. Причиной улучшения общественного климата в этом его сегменте правозащитники называют активную борьбу государства с экстремизмом и успешные действия силовых структур по нейтрализации вооруженного подполья на Северном Кавказе. Отмечается, что относительному спокойствию способствовал раскол в рядах русских этнонационалистов из-за событий на Украине. «Их шествия и митинги не собирают и половины от бывшего числа участников, стало меньше так называемых националистических рейдов в поисках нелегальных мигрантов», — говорится в докладе «Агрессивная ксенофобия и радикальный национализм в РФ», подготовленном в Московском бюро по правам человека. О том, что агрессивная ксенофобия отступает, свидетельствует и социология. «Тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы, чем вреда» — с этим согласна почти половина участников опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» для Федерального агентства по делам национальностей. Лишь менее четверти респондентов сочли, что многонациональность приносит нашей стране скорее вред, чем пользу, и 32 процента затруднились с ответом. При этом 90 процентов опрошенных сообщили, что никогда не подвергались дискриминации по национальному признаку, и только 16 процентов признались, что испытывают неприязнь к людям другой национальности.

Большинство происшествий с участием нацменьшинств официально трактуются как бытовые. Верить такой трактовке значительная часть общества не расположена. Чем усерднее внушается отсутствие в каком-либо конфликте национальной подоплеки, тем крепче массовая уверенность в обратном. Но мгновенная готовность исследовать национальный состав участников случайной уличной потасовки тоже ни к чему хорошему не приводит. Это знают на собственном опыте приезжие с Кавказа и из Центральной Азии. Поэтому и местные власти, и потенциальные жертвы погромов одинаково склонны замалчивать национальный подтекст конфликта, говоря в один голос: «Не надо разжигать». И в таких случаях им не откажешь в благоразумии.

Валерий Выжутович,
политический обозреватель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *