Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) считают, что население должно иметь возможность публично оценивать эффективность деятельности органов власти и тем самым влиять на качество управления. Для этого главам регионов необходимо внедрить систему контроля качества ответов на обращения граждан, уверены они. Опрошенные «НИ» специалисты в целом предложение одобряют, но полагают, что в голом виде оно не сработает.
При подготовке к «Форуму действий. Регионы», который пройдет 24–25 апреля в Йошкар-Оле, ОНФ провел мониторинг функционирования «обратной связи» чиновников разных уровней с гражданами. Результаты показали: практически на половине проверенных сайтов органов власти не публикуется статистика обращений жителей за минувший год и только треть из них содержит отчеты по заявлениям. Также выяснилось, что отчеты по обращениям граждан за 2015 год совсем отсутствуют на 25 сайтах (30% от проверенных), а статистики обращений по темам за тот же год нет на 38 сайтах (45%).
Информацию о перенаправлении обращений в другие органы власти и ведомства на своем сайте дополнительно указали только пять органов власти. Время и место приема граждан не обнаружены на двух сайтах: официальном интернет-портале Республики Марий Эл и сайте Законодательного собрания Оренбургской области. Всего в ходе исследования было проверено 84 сайта: 21 сайт глав регионов, 21 сайт региональных Заксобраний и 42 сайта муниципальных образований регионов Поволжья, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, а также Вологодской, Архангельской, Курганской, Челябинской и Свердловской областей.
Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева выразила надежу на то, что органы власти обратят внимание на «указанные недочеты» и «дадут предложения по улучшению». «Пока же, по нашему мнению, необходимо внедрить систему контроля качества ответов на обращения людей и формировать рейтинг самого органа власти именно на основе его работы с обращениями. Люди должны иметь возможность публично оценивать эффективность деятельности органов власти и тем самым влиять на качество управления», – добавила она.
Председатель наблюдательного совета Института миграции, демографии и регионального развития Юрий Крупнов называет предлагаемый способ правильным, но уверен, что без «подкрепления» механизмами он не сработает. «Необходимо, к примеру, существенно усовершенствовать деятельность государственных сервисов: выдача разрешений и прочих бумаг должна происходить в столь же оперативном режиме, как и набор номера на сотовом телефоне. Пока же эти сервисы нерасторопные и бездушные», – сказал г-н Крупнов «НИ».
По мнению члена комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елены Афанасьевой, необходимо вспомнить о своих обязанностях и контролирующим органам – в данном случае прокуратуре. «Именно она обязана следить за качеством рассмотрения органами власти обращений граждан. Но, судя по всему, практически перестала исполнять эту обязанность. Вот с «несогласными» она принялась бороться весьма активно – то на бизнесмена, перешедшего дорогу власти, дело заведут, то на сказавшего лишнее чиновника», – высказала свою позицию «НИ» сенатор.
Артем Казанцев