Телевизионный юноша за номером 2019 одряхлел морально и содержательно уже на второй неделе своей молодой жизни: опять взрыв бытового газа, информационная война с Западом и ответственная работа СМИ по поддержанию на приемлемом уровне рейтинга президента
На западном фронте не без перемен
До старого Нового года оставалось несколько рабочих дней, но ни Первый, ни НТВ, ни ТВЦ не вышли на вахту информационной войны с Западом, неосмотрительно оголив наши патриотические позиции. За всех отдувался телеканал «Россия 1». Два раза в сутки по 60 минут неутомимые бойцы пропагандистского спецназа Евгений Попов и Ольга Скабеева продолжали битву за Украину против ее президента и его западных союзников.
В первые рабочие дни никому ничего не показало «Время» Артема Шейнина. И Андрей Норкин не явился на условленное «Место встречи» с телезрителями. Они продолжали почивать. А «Большая игра» Вячеслава Никонова, кажется, вообще приказала долго жить. Все-таки такую провальную по рейтингу программу даже Первый канал не может себе позволить долго держать в эфире.
Тем временем Скабеева с Поповым, посчитав в очередной раз кумушек на Украине, оборотились на Россию и заметили в ее глазу некоторое количество соринок. Одна из них: триллион рублей, потерянный экономикой страны за время новогодних каникул. Другая — беда с яйцами: они подорожали аж на 30 с чем-то процентов, по уверению то ли Скабеевой, то ли Попова. Про рост цен на бензин и жилищных тарифов старались не поминать всуе, хотя кто-то из гостей напомнил. В утешение нам оказалось, что бутерброд на Руси стоит дешевле, чем в Штатах. На экранной панели за спинами ведущих крупным планом нарисовался развороченный бургер с неаппетитной внутренностью. Скорее хотелось плюнуть в него, приплатив за это удовольствие, чем съесть его, заплатив 107 рэ. (см. здесь с 47-й минуты).
Потом разгорелся спор об инфляции, о падающей у населения покупательной способности, и как-то в этом ток-шоу стали явственно проступать очертания оппозиционной повестки дня. И неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не кончилось время эфира. Под самый финал Сергей Станкевич успел сделать предложение: чтобы повысить покупательную способность граждан, надо включить бойцов Росгвардии в состав Росстата.
Вопрос от Сергея Брилева
Все стало на свои места, когда вернулись к исполнению своих служебных обязанностей воскресные небожители эфира Дмитрий Киселев, Владимир Соловьев и Сергей Брилев.
За последним стало особенно интересно наблюдать после памятного скандала об обнаруженном у него втором гражданстве. В минувшую субботу он без видимого информационного повода предложил вниманию телезрителей исторический сюжет о французском коммунисте, завербованном советской разведкой еще до войны.
Сюжет называется «Забытый резидент» (с 33-й минуты). Рассказан он подробно и обстоятельно.
Обозреватель заполучает папочку с делом бывшего советского агента и с ней отправляется в Париж, чтобы предъявить ее французскому историку, сообщив телезрителям о роли своего героя в ликвидации белогвардейского генерала Кутепова. Попутно всплывает забытое имя еще одного резидента. Следуют постановочные кадры: рука заключенного в гестаповском застенке кровью рисует на стене серп и молот. Вскользь упоминаются действия, направленные против Троцкого и его семьи. Вскользь же сообщается о двойном гражданстве резидента… Стоп, это «ж-ж-ж» неспроста. К чему бы оно? Ну да ладно. Идем дальше. Выясняются еще какие-то обстоятельства дела.
Сергей Брилев жаждет признания со стороны власти не просто своей лояльности, но лояльности высшей пробы
Наконец, за чашкой чая с круассанами в парижском кафе Сергей Брилев задает своему собеседнику, историку Гийому Буржуа, вопрос, ради которого он и разговорился о советских агентах французской национальности: «А вот кто они для вас: пламенные коммунисты и потому предатели Франции? Или герои — борцы с нацизмом?» Историк дипломатично ответил в том духе, что они были героями. И коммунистами были, добавил он. Тогда российско-британский подданный Брилев спрямляет вопрос: «Они были патриотами Франции?»
Тут-то и догадываешься, что это очень личный вопрос от Сергея Брилева и для Сергея Брилева. Что его собственное двойное гражданство, похоже, стало для него предметом напряженной рефлексии. Он жаждет признания со стороны власти не просто своей лояльности, но лояльности высшей пробы. Таков его комплекс, который он хотел бы облагородить путем героизации своего двусмысленного положения в околовластной свите. А тут и случай подвернулся. Причем исторический. С трагическим исходом.
Вот он и примерил на себя эту романтическую судьбу. Но его суть, пожалуй, вернее обнаружил Иван Ургант в коротком видеорозыгрыше. В том, где Иван готовит журналистов к беседе с премьер-министром и просит Брилева позаботиться о чаепитии.
Суть респектабельного мужчины в том, как он услужливо кивает головой. Собственно, больше ничего о нем и знать не надо.
Пиарова победа?..
Иной уровень подлинности жизни могли ощутить пользователи интернета, что посмотрели документальные ленты, которым закрыт доступ в эфир федеральных каналов. И «Век Солженицына» Олеси Фокиной, и «Восточный фронт» Андрея Осипова, и «Детство, лето и война» Александра Расторгуева и Максима Пахомова, и еще несколько лент можно было увидеть благодаря совместной акции недавно закончившегося «Артдокфеста» и «Новой газеты», предоставившей свой сайт для их показа.
К этому ряду стоит прибавить картину Павла Селина «Юра-музыкант». Это портрет музыканта Юрия Шевчука на фоне последнего десятилетия.
Все вместе эти картины, от века Солженицына до десятилетия Шевчука, делают сегодня важную для нас работу: они дают возможность почувствовать солено-горький вкус реальности. Они хотя бы на мгновение сдергивают с телевизионной действительности ватное одеяло, сотканное из лоскутов всевозможных пиар-акций. Вот президент гоняет шайбу, а вот стреляет из пушки, что у Петропавловской крепости, потом или прежде он в больничной палате, дальше — селфи с девочкой, еще дальше — подобрал котенка на трассе… Хотя, стоп, котенок — это уже пародия. Пародия, обогнавшая жизнь.
Ну что поделаешь, президенту по должности положен устойчивый пиар.
Музыканту тоже вроде как нужен. В том числе и Юре-музыканту. Но, как выяснилось из фильма о нем, музыкант Юра его чурается. Ему довольно иметь репутацию порядочного человека.
У президента Путина — другая проблема. Она отчасти смахивает на ту, с которой в свое время столкнулся царь Мидас. Тот к чему ни прикоснется — все обращалось в золото. Дар у него был такой. А у президента несколько иной дар: он что ни сделает — все оборачивается для него с помощью федерального ТВ пиаром.
Юрий Богомолов