Помогают ли нацпроекты выводить страну из депрессии

16 мая 2019
Общество

У правительства появился план развития экономики, сулящий рост и снижение бедности. Но сами чиновники признают: он невыполним

По итогам заседания президентского Совета по нацпроектам опубликован план по достижению национальных целей, среди которых рост экономики и снижение вдвое уровня бедности. План должен развеять сомнения скептиков в возможностях правительства реализовать нацпроекты. Однако из него по-прежнему неясны ответы на главные вопросы: почему экономика будет расти быстрее, а бедных станет меньше?

Бюрократический оптимизм
Ключевая цель правительства — увеличение темпов экономического роста выше среднемировых до 3,2% ВВП. Логика ясна: чем быстрее растет экономика, тем богаче люди. Новацией плана стала именно эта увязка экономического роста с другими целями: повышением денежных доходов и снижением бедности.

Сразу отметим, что сама задача — заставить экономику расти — далеко не новая, Путин уже ставил ее перед правительством в прежние годы. Премьер Медведев и кабмин с ней так и не справились.

В то время как мировая экономика по данным МВФ росла темпами свыше 3% в год, Россия пережила рецессию и вышла на положительный рост в 1,5% только к 2017 г. В 2018 г экономика выросла на 2,3%, отчитался Росстат. Цифры удивили экономистов и Минэкономики поспешили объяснить такой рост разовыми факторами. Прогноз на 2019 — 1,3% ВВП, ускорение с 2021 г, но с таким прогнозом не согласны большинство экономистов и Центробанк. Консенсус-прогноз на ближайшую пятилетку — средние темпы в пределах 1,8−2%ВВП. То есть по-прежнему ниже мировых.

Достичь роста можно только при успешной реализации нацпроектов, что, в свою очередь, достижимо при оптимистичном варианте развития экономики, обратила внимание на заседании Совета по нацпроектам аудитор Счетной палаты Вера Чистова. Она имеет в виду то, что правительство при планировании результатов положило в основу не базовый вариант макроэкономического прогноза, который считается более реалистичным, а целевой. А его исполнить в предыдущие пять лет не удавалось ни разу. Чистова предупреждает: «даже эффективная реализация всех запланированных мероприятий нацпроектов в рамках утверждённых паспортов» не гарантирует достижения заданных параметров.

Требуется более широкий спектр мероприятий, чем указан в паспортах нацпроектов, отмечает аудитор. По подсчетам Счетной палаты, прямое влияние на достижение национальных целей оказывают не более четверти предусмотренных мероприятий, остальные носят организационный, обеспечивающий характер. Более того, многие из них продолжают или дублируют меры, уже предпринимаемые правительством и в прошлых приоритетных проектах и госпрограммах. «К прорыву они не привели», — напоминает Чистова.

Триллионы без эффекта
Общая стоимость нацпроектов 25,7 трлн рублей, половина из которых будут потрачены из федерального бюджета. Остальное — внебюджетные источники и средства регионов. Деньги есть, уверяют чиновники, но вот влияние расходов на рост неочевидно.

Прямой эффект этих трат может составить всего 0,2% ВВП ежегодно, а косвенный — до 0,1% ВВП, подсчитали аналитики Альфа-банка. А в этом году (несмотря на постоянное путинское напоминание про отсутствие времени на раскачку) эффекта и вовсе никто не ждет. «Поскольку 60% расходов приходится на инфраструктурные проекты и пока финансирование нацпроектов исполнено всего на 6% от плана 2019 года, их влияние на рост 2019 года будет минимальным», пришли к выводу в Альфа-банке.

При этом структура нацпроектов предполагает, что основной вклад в динамику роста придется как раз на 2019−2020 гг. Из этого исходит и прогноз Минэкономразвития — после импульса в 2019—2020 гг. экономика должна разогнаться и постепенно выйти на заявленные темпы.

Однако если смотреть на динамику расходов по годам, выходит, что вливание бюджетных средств (даже в первые, ключевые годы) будет не слишком существенным, несмотря на запуск нацпроектов.

В 2019 г дополнительно будет потрачено порядка 3,4 трлн руб., или 3,2% ВВП. Уже 2020 г. ожидаемый прирост расходов по сравнению с 2019 годом будет существенно ниже — сумма расходов увеличится на 0,9 трлн руб., или на 0,8% ВВП. В целом по отношению к 2018 г экономика получит дополнительные 4,2 трлн руб, отмечается в отчете Альфа-банка. А в оставшийся период правительство будет лишь поддерживать годовое финансирование в среднем на уровне 4,5 трлн руб., при этом не оказывая дополнительной поддержки росту.

Масштаб чистого стимула еще и ограничен изъятиями, которые правительство произвело для финансирования нацпроектов: повышение НДС, рост ставок косвенных сборов, маневр в нефтяной отрасли. При этом правительство продолжает политику бюджетной консолидации: расходы в реальном выражении снизились на 3,5% г/г в 2017 г. и на 1,1% в 2018 г. на федеральном уровне.

Все это фактически означает, что дополнительные расходы к ускоренным темпам роста экономики могут и не привести. А без устойчивого роста экономики, как уже говорилось, правительство не сможет достичь увеличения реальных доходов населения и как следствие — снижения бедности в 2 раза.

Проблема бедности
По данным Росстата, в 2018 г уровень бедности составил 12,9% от общей численности населения. Из них: 72% бедных семей — это семьи с детьми, 45% бедных семей имеют в своем составе неработающего трудоспособного, у 42% бедных семей одна из причин бедности — заработок меньше, чем позволяет полученное профессиональное образование, а у 21% — как говорят на бюрократическом языке, «низкое качество человеческого капитала».

Снижать количество бедных планируется за счет индексации социальных выплат по инфляции, содействия занятости женщин с детьми и введения адресности при предоставлении пособий. По сути правительство подтверждает обязательство повышать социальные выплаты по инфляции (оно делает это и так). Из нового — выплаты на третьего ребенка или пособие при рождении первого ребенка в семьях с доходами ниже прожиточного минимума.

Главная проблема всех этих мер — нацеленность на узкий сегмент получателей. Комплексных решений проблемы бедности не предлагается. В плане лишь заявлено, что бедность будет снижаться за счет роста доходов.

Однако экономисты давно подсчитали: чтобы люди чувствовали экономический рост, их доходы должны расти темпами около 2% в год, при более низких темпах люди субъективно чувствовать рост не будут. Заявленные же в плане меры таргетируют лишь часть факторов, существенных для динамики доходов. В своих расчетах правительство опирается на динамику средних пенсий, других социальных расходов и величину прожиточного минимума. При этом не учтены, например, изменения в заработных плат в неформальном секторе экономики (а здесь продолжается их снижение), нет мер по стимулированию доходов от предпринимательской деятельности, доходов от собственности, по снижению обязательных платежей и взносов.

На недостаточность мер обращали внимание эксперты ЦСР и председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. План правительства не нравится и самим исполнителям. «Собирали в спешке, надо переделывать», сетует федеральный чиновник. Но никакого другого плана выведения экономики из депрессии пока нет.

Наталья Поляк, экономист

Технологии

Свыше 75% российских компаний выбирают корпоративные мессенджеры

Более 75% российских компаний, включая бизнес-сектор и госструктуры, уже перешли или в ближайшее время планируют…

Общество

Как россиянам оплачивать покупки за границей

После того, как Visa и Mastercard прекратили свое обслуживание на территории России, у туристов возникли…

Общество

СУЭК высадила деревья на 1,5 га после проведения горных работ

В рамках проводимой всероссийской акции «Сохраним лес» Сибирская угольная энергетическая компания высадила деревья на 1,5…