Полицейское государство

1 февраля 2019
Стиль жизни

Многие думают, что признаки полицейского государства — это вся та полицейщина и гэбульщина, которую мы наблюдаем в вопросах свободы собраний, свободы слова, это спаянность судебной системы с репрессивными ведомствами, когда у суда никогда не возникает сомнений в «незаинтересованности и объективности» любых данных, представленных силовиками, это подавление любой реальной оппозиции, выхолащивание любого самостоятельного общественного начинания и прежде всего общественного (гражданского) контроля за силовыми структурами, и т.п.

Разумеется, это признаки, но каждый из них требует массы доказательств (они есть и их много), увязанных в стройную систему, и каждый сам по себе вроде как не достаточен для вывода о полицейском характере государства в целом, что порождает подобные знаменитому древнегреческому греческому софизму про кучу споры о том, Россия уже или еще не вполне полицейское государство.

Хочу поделиться с вами одним признаком, наличие которого, с моей точки зрения, является самостоятельным и достаточным основанием для вывода о том, что Россия, увы и ах, вполне себе полицейское государство.

С моей точки зрения, таким признаком является полицейско-охранительный подход в деятельности тех ведомств, которые к полицейским функциям отношения не должны иметь от слова «совсем», деятельность которых должна определяться высшими гуманными ценностями, неразрывно связанными с природой возложенных на эти ведомства функций. Прежде всего я имею ввиду ведомства и организации, действующие в сфере образования, социальной защиты и здравоохранения.

Врач должен провести операцию по поводу аппендицита вне зависимости от того гражданин, иностранец или лицо без гражданства этим аппендицитом страдает, вне зависимости от того законно или незаконно иностранец или лицо без гражданства находится на территории страны, вне зависимости от того, является ли больной святым или нагрешил на пожизненное здесь и вечные адские муки там.

Социальные работники должны предоставить срочные социальные услуги, направленные на удовлетворение базовых витальных потребностей (накормить голодного, пустить в пункт обогрева замерзающего и т.п.), не спрашивая у нуждающегося документы и гражданство или, во всяком случае, не ставя возможность получить миску супа и не замерзнуть на зимней улице в зависимость от наличия документов и гражданства.

Учитель должен учить ребенка вне зависимости от политических взглядов ребенка и его родителей, вне зависимости от гражданства ребенка и его родителей, а в случае с иностранцами и лицами без гражданства, вне зависимости от законности или незаконности пребывания ребенка и его родителей на территории страны.

Все мы помним множащиеся в последнее время истории проработки учителями и чиновниками от образования молодых людей, так или иначе выразивших свое негативное отношение к существующим порядкам и/или позитивное отношение к оппозиционным политикам, движениям, взглядам и идеям.

Но если на эти факты можно как-то натянуть версию об «эксцессах исполнителей»[*], то Памятка по правилам приема детей, являющихся иностранными гражданами (в прикрепленном файле),  которую для образовательных учреждений на своем официальном сайте разместил Комитет по образованию СПб ( http://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/old_files/208/10-1002.pdf ) [**] — это просто публичное признание в том, что наше образовательное ведомство в своей деятельности исповедует полицейско-охранительный подход и вменяет подведомственным учреждениям в обязанность следование ему.

Ни о том, что иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе (ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), ни вообще об образовании и законодательных актах, регламентирующих возникающие в связи с образованием общественные отношения, в тексте этой Памятки для образовательных учреждений нет ни слова. Зато о законности нахождения иностранного гражданина на территории России, о которой Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вообще не упоминает, — начиная со второго абзаца Памятки.

Впрочем, что еще можно ожидать от документа, текст которого начинается словами: «В целях всеобщего и полного обеспечения соблюдения правовых норм Российской Федерации в области миграции…».

У меня всего один простой, как ручка от швабры, вопрос: — Обеспечение соблюдения правовых норм в области миграции — это задача школ и органов образования?

Я практически уверен, что эту Памятку написали не педагоги и даже не чиновники от образования, а чиновники того ведомства, которое отвечает у нас за вопросы миграционного учета и контроля. Полицейского ведомства. Но памятка размещена на сайте ИОГВ, отвечающего за образование и сайтах образовательных организаций, что дает все основания полагать, что именно этим ведомством и этими организациями Памятка и используется.

Что еще надо, чтобы понять, что у нас полицейское государство?

Игорь Карлинский, консультант по правовым вопросам, Санкт-Петербург
______________________________

*] О том, как эти «эксцессы» и реакция на них со стороны властей соотносятся с частью 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, вопрос отдельный.
**] Та же памятка на сайте «Образование Петродворцового района Санкт-Петербурга» (http://obrpeterhof.ru/upload/pravila_priema_inostrannysh_gragedan.pdf), сайте Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №380 Красносельского района Санкт-Петербурга» (http://sh380.krsl.gov.spb.ru/2018-2019/Pologeniya_new/pamjatka_po_priemu_inostrannykh_grazhdan.pdf), сайте ГБОУ «Школа-интернат № 6 Красногвардейского района» СПб (http://int6.ru/roditelyam/37-pravila-prijoma-uchashchikhsya-v-gbou-shkolu-internat-6/300-vakantnye-mesta-dlya-prijoma-perevoda).
Ту же памятку можно прочитать перейдя со страницы  ГБОУ «Средняя Общеобразовательная школа No638 Пушкинского района Санкт-Петербурга» (http://pavlovsk638.ru/content/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%B2-%D0%BE%D1%83) по ссылке на страницу https://drive.google.com/file/d/0B8A97EJIZk0zcmk3MWdEYWN5MDQ/edit

Общество

Нижегородская область и Великая Победа: «Стандарт-Строй» сохраняет память о героях войны

В годы Великой Отечественной войны Нижегородская область сыграла ключевую роль в обеспечении фронта вооружением, техникой…

Общество

Ведущие оркестры и оперные звезды выступят в музее-заповеднике «Царицыно»

В декорациях дворцового ансамбля и парка XVIII века прозвучит музыка из знаменитых опер и балетов. В музее-заповеднике «Царицыно» 31…

Технологии

Россия входит в число мировых лидеров по уровню осведомленности об ИИ

В России в рабочих или личных целях генеративным искусственным интеллектом пользуются примерно 24% респондентов. Об…