Политические технологии: почему падает рейтинг «Единой России»

Если оппозиционные партии и кандидаты хоть как-то пытаются применить нестандартные решения перед выборами в Госдуму, то «партия власти» пошла по линии наименьшего сопротивления

Результаты первого сентябрьского опроса Левада-центра о выборах для многих стали неожиданными: рейтинг «Единой России» резко снизился, как и желание россиян идти на выборы. Это следствие использования устаревших политических технологий и серой предвыборной кампании.
Выборы с декабря на сентябрь перенесли неслучайно. Кремлевские политтехнологи хорошо усвоили формулу «чем меньше явка, тем нам лучше», именно поэтому дата выборов была изменена. Сентябрь — это мертвый сезон в политической жизни. Летом люди отдыхают, многих нет дома, проводить массированную кампанию не имеет смысла, а мобилизовать электорат за одну-две недели первого осеннего месяца — задача из разряда невыполнимых. Партия власти находится в выгодном положении: у нее есть стабильная сеть, связи и административный ресурс.

Но даже при изменении правил игры в свою пользу сильному игроку нужно было хотя бы выйти из раздевалки, чего до сих пор не произошло.

Предвыборная гонка должна была перейти в активную фазу за три недели до выборов. Сегодня до дня голосования остается меньше двух недель, а активных действий не предпринимает не только «Единая Россия», но и другие участники выборов.

Партии используют технологии, которые были актуальны, быть может, в 2007-2011 годах, но сегодня кажутся малоэффективными. Современные зарубежные кампании базируются на анализе больших данных, построении интерактивных сервисов для избирателей и активном использовании социальных сетей для продвижения идей и сбора данных для координации своих действий.

В Facebook существуют инструменты, позволяющие выгрузить информацию о сообществе партии в этой социальной сети, узнать его структуру. «ВКонтакте» тоже предоставляет возможность выгрузки открытой информации о пользователях посредством API (интерфейса программирования приложений). В России этими инструментами пользуются коммерческие структуры, но не политические партии. Практически в каждом штабе есть позиция социолога, но нет аналитика данных.

Сами партии тоже слабо представлены в социальных сетях. У шести из 14 официальные страницы «ВКонтакте» имеют аудиторию менее 5000 человек.

Кампании большинства участников выборов этого года построены на трех китах: СМИ, наружная реклама, офлайн-сети на своем участке. Новые технологии практически отсутствуют.

Одну из самых технологичных кампаний последних лет провел Алексей Навальный на выборах мэра Москвы 2013 года. Кроме интересного построения работы штаба в кампании было использовано множество уникальных IT-решений, например агитационная карта, на которой в режиме реального времени можно было отследить, где находятся агитационные автомобили и кубы. Кубы — это тоже разработка той кампании. Даже банальная технология «от двери до двери» была геймифицирована: любой желающий мог «захватить силами добра» свой дом, ежедневно выполняя небольшие агитзадания штаба. Например, проверить доставку газеты или сходить за ней на кубы, поговорить с соседями и друзьями о выборах и так далее. Все это значительно повысило эффективность работы и позволило Навальному получить сенсационные 27,24% на выборах, когда основные социологические службы прогнозировали не более 12%.

Сегодня некоторые кандидаты пытаются копировать кампанию Навального (при этом агитационные кубы взяли на вооружение многие, от единоросов до парнасовцев). Кандидат от «Яблока» Дмитрий Гудков проводит похожие по формату встречи с избирателями, активно ведет свои страницы в социальных сетях, саму кампанию строит максимально открыто и прозрачно, но в техническом отношении она уступает.

Некоторые партии стараются по-новому работать с избирателями в сети, предлагая им интересный контент, но качество не всегда стабильное.

Комиксы «Партии Роста» — неплохая попытка подачи информации, но иногда они кажутся абсолютно неуместными. Шутка, которая подходит для аудитории «ВКонтакте», не всегда будет понята аудиторией Facebook. А над проектом «Дебаттл» от «Справедливой России» не смеялся только ленивый.

Если оппозиционные партии и кандидаты хоть как-то пытаются применить нестандартные решения, то «Единая Россия» пошла по линии наименьшего сопротивления и максимально использует рейтинг Путина. Президент был на съезде партии, его цитаты используются в агитматериалах, сама кампания выстроена так, чтобы максимально показать протекцию национального лидера. При этом уже после создания в 2011 году Объединенного народного фронта Владимир Владимирович стал постепенно дистанцироваться от партии власти.

Теперь персональный рейтинг Путина никак не связан с рейтингом «Единой России».

Несколько скандалов, связанных с высказываниями лидера списка Дмитрия Медведева, только усугубили положение партии. Ситуация если не критичная, то очень сложная. Кандидаты «Единой России» уверенно лидируют в большинстве одномандатных округов за счет личного капитала, но партийный список может провалиться. Кардинально поменять кампанию за две недели невозможно, поэтому не исключены попытки подключения административных ресурсов для обеспечения приемлемого результата.

В июне Вячеслав Володин призвал единороссов не прибегать к сомнительным политтехнологиям, но, видимо, забыл добавить, чтобы они использовали эффективные и новые методы политической борьбы.

Михаил Карягин
ведущий эксперт проектного центра «Инфометр»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *