Почему россиянам нужен вождь?

20 декабря 2017
Общество

На выборах происходит конкуренция личностей, а не политических программ. В результате мы получаем во власти не управленцев, а лидеров нации.

В то время как специалисты анализируют и сравнивают программы политиков и кандидатов на выборах, простые люди зачастую не обращают на «своды обещаний» никакого внимания. Они голосуют не за программу, а за «приятную личность». Откуда взялся такой «вождизм» в предпочтениях электората и как он преломляется в текущей предвыборной кампании, «Росбалт» спросил политологов и социологов.

Анна Очкина, социолог, руководитель Центра социального анализа ИГСО:

«У нас в стране вообще абсолютно персонализированное голосование, поскольку политического лица не имеет никто из претендующих на пост президента.

Ксения Собчак, например, открыто сказала, что политиком себя не считает, поэтому будет консультироваться с экспертами и вообще просто хочет показать наличие „альтернативы“. Какой именно — этого она тоже четко не обозначила.

Политическое лицо остальных кандидатов, опять же, никому не понятно. Все знают лишь, что у Владимира Жириновского есть этикетка „ЛПДР“, а у Геннадия Зюганова — „КПРФ“. При этом руководство КПРФ столько раз меняло позицию и так размыло слово „коммунистическая“, что и тут говорить о политическом лице невозможно.

Более определенны были, может быть, только либералы. Но им пришлось вводить в программы и выступления много популистских лозунгов, поэтому свою политическую идентичность они сильно размыли. Программа Алексея Навального абсолютно противоречива, экономическая составляющая с социальной не сходится. Можно пошутить, что он „путается в показаниях“. Конечно, Навальный играет на контрасте, хочет показать, какой он молодой, продвинутый, честный, красивый. В этом смысле он нацелен на молодежь, которая тоже не имеет политической культуры, основанной на осознанном гражданском действии.

Вот и получается, что у нас происходит конкуренция личностей, и в этом смысле у Владимира Путина соперников нет. А он сам всегда сознательно подчеркивает свою независимость от политических лагерей.

Причина господства такой политической культуры заключается в том, что она формировалась у массы населения только в советское время. До Октябрьской революции подавляющее большинство людей были вообще отлучены от какой-либо сознательной, хотя бы гражданской, а не то что политической, активности. В советское же время она формировалась довольно авторитарным способом. С одной стороны, человека много учили, поощряли гражданскую и творческую активность, но, с другой стороны, старались дать по рукам, если эта активность была не очень удобной. А поскольку опыта, когда от твоей гражданской активности зависит твое благополучие, не было, и не было исторического опыта реальной многопартийности, то и современной политической культуре взяться неоткуда».

Роман Романов, социолог, политолог:

«„Персонализированное“ голосование — это черта, в разной степени выраженная во многих странах. Потому что конкуренция программ как таковая за последние 20-30 лет существенно снизилась. В политике становятся все более востребованными маркетинговые, рекламные технологии, и люди не читают программы в том числе и потому, что они одинаковы как военные мундиры. Иногда во время выборов реализуется проблемно-ориентированное голосование, то есть на повестку дня выносится какой-то набор проблем и кандидаты позиционируют себя по отношению к этим проблемам. За войну — против войны, за налоги — против налогов, ну и т. д. Но это не совсем программа, это просто небольшой набор тезисов. А если говорить о программах как о больших, детально разработанных документах, то их, конечно продолжают писать. Но до массового избирателя они доходят только в формате слоганов, „кусочков“ из дебатов.

В России, помимо этого, чудовищно важна роль личности. Это образ, личная история, те представления, которые получится сформировать о человеке. Российский избиратель очень хорошо понимает, что документ может быть написан любой, но важно, кто за ним стоит. Поэтому мы голосуем за личность, даже не в психологическом, а в литературном смысле слова. Имеется в виду, что человек обладает набором каких-то ярко выраженных черт, что он способен чего-то добиваться, что-то собою представляет.

Владимир Путин и Алексей Навальный в этом плане отличаются технологически. Путину не нужно демонстрировать свою личность, раскрывать характер. Он уже всем известен, всем себя показал — как сторонникам, так и противникам. Ему лишь нужно периодически напоминать избирателю о каких-то своих качествах, демонстрировать их более выпукло. Тем более что технологи Путина очень хорошо понимают еще один довольно важный момент: массовый российский избиратель ориентирован на личность, но при этом нужно соблюдать некоторый баланс. Парадоксально, но у нас не любят, когда человек очень сильно выпячивает себя. Путину это отчасти прощается, но он в этом поле работает очень корректно и чрезмерно себя не выставляет, как Владимир Жириновский, например.

У Навального другая история. Ему нужно познакомить избирателя с собой. Вся его программа насквозь популистская и он сам идет в левой популистской повестке, пытаясь построить личностный бренд. Перед ним такая задача стоит, потому что многие в России его просто не знают.

Вот в этом и разница. Навальному образ надо создать, а Путин уже все создал».

Алексей Макаркин, ведущий эксперт Центра политических технологий, политолог:

«Голосование за кандидата, а не за программу, вообще свойственно России, так было всегда. Лишь в конце 1980-х, когда „прорвало“ после господства цензуры, люди читали программы, пытаясь отыскать там истину. Сейчас это уже неактуально, поэтому голосуют за человека и за его идеи, изложенные не в программах, а в каких-то лозунгах, месседжах, которые кандидат посылает населению.

Владимир Путин посылает свои месседжи относительно стабильности, суверенитета, успехов во внешней политике, необходимости все это отстоять, сохранить. Посылаются также месседжи официального характера, связанные с демографией, денежными выплатами населению и т. д. Главная идея Путина — о том, что если не он, то все рухнет. Это его главный месседж, и он весьма эффективен.

Что касается Алексея Навального, то у него один простой коренной месседж: борьба с коррупцией. Из этой борьбы он выводит все остальное: если не будет коррупции, то и здравоохранение станет лучше, и для пенсионеров дополнительные деньги найдем и т. д. А подробности политической программы Навального мало кто читает. Ну, разве что по поводу миграции, и то далеко не все. Большинству это малоинтересно».

Денис Волков, социолог, эксперт «Левада-Центр»:

«Человек голосует прежде всего за личность. Немного по-иному только у коммунистов, где идентификация связана с партией и идеологией. В остальных случаях — это касается и Путина, и Жириновского, и, отчасти, Явлинского — это голосование за людей. Но при этом политик, за которого голосуют, в глазах избирателей представляет собой некоторую программу, представления о том, что за страну он хочет строить.

Когда мы, социологи, задаем вопрос о доверии политикам, а потом о том, кто из политиков обладает планом переустройства страны, наиболее близким респондентам, то получаем примерно одни и те же результаты. То есть отчасти можно сказать, что доверие связывается с некоторыми надеждами по поводу человека и тем, какая жизнь при нем будет. Такая картина фиксируется на всем протяжении наших наблюдений с середины 1990-х годов. Многие избиратели будут говорить, что хотели бы почитать программу кандидата, но, конечно, никто особо ее не читает. Важнее, какие надежды связаны с конкретным человеком.

В случае с Владимиром Путиным еще более развиты персоналистские черты. Кто-то говорит, что голосует за Путина потому, что он ему нравится как политик с некоторыми ценностями и программой (пусть ее даже точно не назовут). Другие говорят, что они поддерживают власть, потому что она обеспечивает какую-то нормальную жизнь. Путин давно у власти, и есть целый комплекс представлений о том, что связано с его правлением. Например, повышение авторитета страны в мире, повышение уровня жизни по контрасту с „девяностыми“ — люди этот контраст помнят, а Путин постоянно на него указывает. В образе Путина важно, что он „в меру жесткий“, решительный, не пьет, и в то же время люди думают, что знают, какая жизнь будет „при Путине“.

В случае с Алексеем Навальным сложнее говорить, потому что он пока не имеет доступа к широким СМИ, а тех каналов, которые для него открыты, соцсетей, явно недостаточно для узнавания. Поскольку сейчас за ним в большей степени следят самые „продвинутые“ избиратели, то для них, возможно, наличие программы тоже важно. Но все равно Навального ценят не за программу, а за то, что он делает: за его активность, за то, что ездит по регионам, что-то говорит, сопротивляется и т. д. Поэтому для его сторонников не сильно важно, что программа не проработана или она популистская, как критикуют специалисты».

Дмитрий Ремизов

Общество

Более 170 площадок приглашают горожан на экскурсии в честь Всемирного дня гида

Среди них театры, библиотеки, музеи и другие учреждения. В столице с 17 по 19 февраля состоится 400 бесплатных экскурсий в честь…

Технологии

Российская IT-лаборатория разработала импортозамещающий вариант HRM-системы

Специалисты Hopper IT создали отечественный вариант HRM-системы для автоматического управления человеческим капиталом. Новинка получила название…

Общество

Адресную помощь жителям ДНР от фонда «Орион» передала Ксения Шойгу

Председатель попечительского совета фонда гуманитарных инициатив «Орион» Ксения Шойгу проинспектировала доставку адресной гуманитарной помощи в…