Первый после Мейерхольда. Почему обыск Серебренникова оказался медийнее арестов и приговоров

25 мая 2017
Общество

Бюджетная поддержка подразумевает лояльность. А настоящая культура – это культура обыска, допроса и ареста

В сюжете с обысками у Кирилла Серебренникова сильнее всего поражает несоразмерность события и медийного эффекта, им вызванного. Всего лишь обыск и допрос, и при этом независимые СМИ ведут подробнейшую хронику происходящего («зашел в Следственный комитет», «вышел из Следственного комитета») – пожалуй, подобное было только во время первых процессуальных действий по делу ЮКОСа. Лояльнейшие деятели искусства, всегда старающиеся не совершать никаких резкий движений, ведут себя вполне, по их меркам, отчаянно – Чулпан Хаматова выступает на импровизированном митинге перед Гоголь-центром, а Евгений Миронов вместо благодарственной речи при получении ордена вручает Владимиру Путину письмо в защиту Серебренникова, а позже в присутствии прессы вынуждает Путина обозвать силовиков дураками – возможно, слово президента как-то защитит попавшего в беду режиссера.

Все это происходит на восемнадцатом году царствования Владимира Путина, когда не то что обыски – аресты и реальные тюремные сроки для оппонентов власти давно стали нормой. Прямо сейчас, в те же дни, когда силовики занимались Серебренниковым, полтора года колонии получилочередной участник митинга «Он вам не Димон», и это не стало общероссийской сенсацией – привычное дело и неизбежный риск для всякого, кто идет на несанкционированный митинг. Эффект разорвавшейся бомбы производит не арест и не срок, а всего лишь обыск и допрос. В чем дело?

Как бы обидно ни звучали такие слова для тех, кого сажают по делу о митингах или, скажем, за репост, их проблемы действительно давно стали привычной рутиной в российской реальности, а Серебренников проходит совсем по другой категории. Новые приговоры для рядовых незнаменитых оппозиционеров – это уже привычная часть общественного договора. И власть, и общество прекрасно знают, что если слесарь Шпаков получит полтора года колонии, то миллионы людей не выйдут на улицу и не пойдут рушить тюрьму, в которой он сидит. Про лояльных государству деятелей искусства в общественном договоре до сих пор ничего сказано не было. Их отношения с властью до сих пор не выходили за пределы пикировок с Минкультом или лично с президентом на каких-нибудь мероприятиях, а максимальные неприятности, которых мог добиться какой-нибудь совсем уж смелый фрондер вроде Андрея Макаревича, – это отмена концертов и жесткая критика в лоялистской прессе.

Серебренников действительно оказался первым ⁠из деятелей искусства, ⁠к кому государство пришло ⁠вот так, и в этом смысле его обыск ⁠и допрос в пересчете на обычных людей действительно сопоставим с арестом, колонией, ⁠а то и расстрелом – уже многие в этом контексте вспомнили предыдущего театрального новатора, к которому так же бесцеремонно приходили силовики, – Всеволода Мейерхольда, расстрелянного в 1940 году. После него ни советская, ни тем более постсоветская власть ничего такого себе не позволяла, самый близкий пример – Александр Таиров, лишенный театра («всего лишь») на пике борьбы с космополитизмом, а уж потом – и Таганка, и «Современник» в самые глухие застойные годы вели себя максимально, по тем временам, свободно, и представить, чтобы в каком-нибудь 1973 году КГБ переворачивал вверх дном театр, а Юрия Любимова увозили на допрос, пусть и по «хозяйственному» делу, просто невозможно.

Как всегда в таких случаях, обнаруживаются многочисленные добровольные помощники Следственного комитета, пускающиеся в рассуждения о том, что надо еще разобраться, что там с деньгами «Седьмой студии» (именно эта структура Кирилла Серебренникова, а не сам Гоголь-центр, стала объектом интереса силовиков). На восемнадцатом году путинского правления такой подход действительно возможен только в том случае, если кто-то хочет оправдать силовиков; вся многолетняя практика показывает, что реальный состав преступления никогда не имеет значения в «знаковых» уголовных делах, а если все же выяснять, есть ли дым без огня, то стоит осторожно заметить, что любая форма взаимодействия с государственными деньгами в силу неочевидных принципов их выделения, расходования и отчетности может быть интерпретирована как коррупция – об этом много могут рассказать сидящие сейчас в тюрьмах губернаторы, каждый из которых не делал ничего, что было бы несвойственно любому, даже самому образцовому главе региона, но оказался преступником, когда власти по какой-то причине стали нужны демонстративные посадки. Государственные деньги в России токсичны в любом случае, и в право финансовой подписи по определению заложен риск уголовного дела. Судя по тому, что пока от государственных денег никто не бежит как от чумы, в обществе сложился консенсус по поводу этого риска, что-то вроде консенсуса автомобилистов и пешеходов, которые знают, что дорожное движение неизбежно без смертельных жертв, но при этом продолжают выходить и выезжать на дороги.

Возможно, с деятелями искусства дополнительную злую шутку играет опасная иллюзия, связанная с общемировым контекстом, – они знают, что во всех уважающих себя странах государство так или иначе тратится на выставки, фестивали, театры и прочее. Это действительно так, но все же не в каждом уважающем себя государстве есть сословие siloviki, и не в каждом уважающем себя государстве бюджетная поддержка культуры негласно подразумевает и политическую лояльность. Это тот фактор, который многими игнорируется, и совершенно напрасно, но все же если государство хотело напомнить о нем всем деятелям искусства, способ для этого был выбран, пожалуй, слишком брутальный, который в любом случае изменит конфигурацию общественных отношений гораздо сильнее, чем любое новое «болотное дело».

Строго говоря, уже сам визит силовиков к Кириллу Серебренникову стал результатом этой изменившейся конфигурации, а столь сильный эффект, произведенный этим визитом, вызван прежде всего тем, что никто не заметил случившихся перемен. Гоголь-центр как явление – пережиток сурковско-капковской эпохи, когда власть, столкнувшаяся с нелояльностью «креативного класса», начала экспериментировать, создавая для него формы приемлемого встраивания в систему. Это было давно, та эпоха давно закончилась, и если еще три-четыре года назад во власти были люди, способные в решающий момент сказать: нет, погодите, не трогайте, – то теперь таких людей нет – ни Суркова, ни Капкова, ни кого-нибудь еще. Одинокая лаборатория, оставшаяся от ликвидированного института, может работать еще долго, но не дольше, чем помещение или оборудование лаборатории заинтересует нового завхоза.

Кто оказался этим завхозом сейчас – Владимир Мединский, Сергей Кириенко, Сергей Собянин (Гоголь-центр – городской театр) или вообще какой-нибудь парадоксальный человек, имя которого никому ничего не скажет, – неизвестно, но по крайней мере услугами силовиков он пользоваться умеет, а силовая машина российского государства уже не раз демонстрировала свою полную независимость и от общественного мнения, и от медийного контекста, и вообще от всего на свете – люди в погонах приходят куда хотят и когда хотят, даже если их приход оказывается некстати для собравшегося во Францию президента и для его озабоченной поиском новых лоялистов администрации. В общем, это и есть настоящая (а не сконструированная искусственно в порядке эксперимента, как Гоголь-центр) культура – культура обыска, культура допроса, культура ареста. И если власть основана прежде всего на этой культуре, то только у этой культуры и остаются шансы, у других нет, даже если им самим сейчас начнет казаться, что путинское «дураки» исправит сложившееся недоразумение.

Олег Кашин
Журналист

Общество

Столичные волонтеры провели около 90 тысяч смен на выставке «Россия»

Они координируют участников мероприятия, сопровождают гостей, помогают в пресс-центре и делают многое другое. Волонтерский корпус, который работает…

Общество

Оценить резюме и прорепетировать собеседование: в «Технограде» на ВДНХ пройдет День карьеры

Программа ориентирована на посетителей старше 18 лет и включает в себя тренинги, лекции, деловые игры…

Общество

Программа амбассадоров московского бизнес-сообщества расширится на две новые дружественные страны

Амбассадоры помогают экспортерам искать надежных партнеров и выходить на новые рынки. В 2023 году столица…