Уважаемый господин Президент!
Обращаемся к Вам как гаранту прав человека в России с просьбой не подписывать принятый 24 июня Государственной Думой пакет поправок к законам «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».
По нашему убеждению, законопроекты Яровой – Озерова не столько способствуют борьбе с терроризмом в России, сколько усиливают ограничение прав и свобод граждан и направлены на дегуманизацию законодательства Российской Федерации.
Отметим наиболее репрессивные пункты этих документов.
- Недоносительство (несообщение о преступлении). Впервые в постсоветской России в Уголовный кодекс РФ вносится наказание за недоносительство о преступлении. Под угрозой лишения свободы на срок до 1 года граждане должны сообщать о готовящемся теракте, вооруженном мятеже и других преступлениях, в том числе экстремистского характера. Всего в списке названо полтора десятка составов преступлений, причем формулировки некоторых из них абсолютно размыты.
Очевидно, что данная статья вновь, как это было в СССР, открывает возможности для эпидемии доносов и избирательному преследованию за несообщение о несостоявшемся еще преступлении, что было осуждено российским обществом. Возвращение к этому в современных условиях приведет к репрессалиям не только политического, но и экономического характера, внесению раскола в обществе и росту в нем подозрительности.
- Расширение возрастных рамок уголовной ответственности. Новые поправки значительно увеличивают список преступлений, за которые наступает уголовная ответственность с 14 лет. Например, теперь предлагается судить 14-летних подростков за недоносительство, в том числе на своих родственников (кроме ближайших), а также за участие в массовых беспорядках. Очевидно, что 14-летний подросток не настолько грамотен, чтобы разбираться в юридических тонкостях. Эта мера дегуманизирует законодательство и открывает путь репрессиям против несовершеннолетних или появлению новых «Павликов Морозовых», навеки осужденных обществом.
- Ужесточение наказаний за экстремизм. В законопроектах усиливаются наказания за преступления экстремистской направленности – повышаются штрафы и сроки лишения свободы. В нашем обществе в настоящее время идет активное обсуждение уже существующих норм и правоприменительной практики в этой области. Уже сейчас российские граждане подвергаются преследованиям за инакомыслие под видом борьбы с экстремизмом в форме пропаганды вражды и ненависти. Новый пакет законопроектов фактически узаконивает эту ситуацию.
К примеру, в статье о массовых беспорядках появился новый пункт: «склонение, вербовка или иное вовлечение» в их организацию, за что предусматриваются максимальное наказания на срок от 5 до 10 лет. Это означает, например, что не только заявители мирной акции, но даже и те, кто просто агитировал за участие в ней, могут быть осуждены на большие сроки в том случае, если в рамках этой акции провокаторам удастся устроить локальные беспорядки.
Или другой пример — в настоящее время, искусственно сфабрикованы уже десятки уголовных дел против интернет-пользователей за «перепосты».
На фоне того, что гражданское общество заявляет о недопустимости такой практики, новые поправки позволяют расширить и увеличить наказание. Квалифицировать эти поправки можно только как усиление политических репрессий.
- Записи телефонных разговоров и интернет-сообщений, доступ силовиков к этим данным. По нормам принятых законопроектов операторы связи обязаны в течение полугода хранить содержание всех телефонных звонков и интернет-сообщений, а также в течение 3 лет хранить сведения о них (для интернета – год). Эти требования вызвали большое недовольство в обществе и расценены гражданами как нарушение их конституционного права на неприкосновенность частной жизни, а операторами связи – как уничтожение их бизнеса в связи с огромными затратами при их реализации. С точки зрения вмешательства в частную жизнь, приводятся такие сравнения, как если бы почта вскрывала все письма, снимала с них копии и хранила полгода. Кроме того, в связи с тем, что регулярно «утекают» базы данных у правоохранительных органов, ясно, что будет «утекать» и переписка при таком долгом сроке хранения.
- Миссионерство. Законопроекты ужесточают регулирование в религиозной сфере. Вводятся неоправданные ограничения на миссионерскую деятельность, в связи с чем представители многих конфессий уже бьют тревогу. Разумным представляется запрет на миссионерство только для тех организаций, деятельность которых запрещена в России (например, ИГИЛ). Ужесточение закона по отношению ко всей миссионерской деятельности выглядит необоснованным и чрезмерно ограничивающим свободу совести в России.
- Отметим среди прочего, что мы считаем недопустимым увеличение срока уведомления прокуратуры о проведении следственных действий без судебного ордера с одних суток (как было ранее) до трех суток (ст. 165 п.5 УПК РФ). А также, неоправданное ужесточение наказания по статье «организация незаконной миграции» (ст. 322.1 УК РФ) – исключительно в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Практика применения этой статьи в последние годы показала неоднозначность и субъективность ее правоприменительной практики.
Господин Президент, обращаем Ваше внимание на то, что в процессе принятия «антитеррористического» пакета поправок наблюдалось грубейшее нарушение норм, регламентирующих законодательную деятельность.
Во-первых, Совет по правам человека при Президенте РФ, оперативно рассмотрев эти законопроекты, рекомендовал отклонить весь пакет в целом в связи с нарушениями Конституции и законов РФ. Кроме того, Совет предложил провести совместно с Общественной палатой РФ обсуждение пакета поправок Яровой – Озерова, как того требует российское законодательство. Однако этого не произошло.
Во-вторых, законопроекты принимались и дорабатывались в спешке, что не способствовало их качеству. В связи с резкой критикой в обществе некоторые положения, принятые в первом чтении (ограничение выезда граждан из России в связи с предупреждением силовых ведомств, а также лишение российского гражданства по широкому кругу преступлений), были на последнем этапе изъяты из этих документов. Вместо них наспех были введены новые пункты, которые вообще не обсуждались в ряде профильных комитетов Государственной Думы и в обществе в целом. Все это делалось в течение одного-двух дней. В такой спешке законопроекты не могли не пострадать.
Пакет поправок Яровой – Озерова, принятый Государственной Думой, вызвал протест гражданского общества и широко обсуждается в СМИ и в социальных сетях.
Просим Вас, господин Президент, в связи с существенными недостатками самих законопроектов и лихорадочной процедурой их принятия, не подписывать «антитеррористический» пакет Яровой – Озерова.
Константин Азадовский, историк культуры
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской Группы
Борис Альтшулер, член Московской Хельсинкской Группы
Михаил Аркадьев, дирижер, пианист
Лия Ахеджакова, народная артистка РФ
Валерий Борщев, член Московской Хельсинкской Группы
Александр Верховский, руководитель Информационно-аналитического центра «СОВА»
Елена Волкова, культуролог
Светлана Ганнушкина, председатель «Гражданского содействия»
Валентин Гефтер, директор Института прав человека
Леонид Гозман, общественный и политический деятель
Сергей Лукашевский, директор Сахаровского Центра
Андрей Макаревич, музыкант
Леонид Никитинский, журналист
Лев Пономарев, руководитель Общероссийского общественного движения «За права человека»
Ирина Прохорова, издатель
Юрий Рыжов, академик РАН, чрезвычайный полномочный посол РФ
Наталья Таубина, директор Фонда «Общественный вердикт»
Людмила Улицкая, писатель
Эрнст Черный, Общественный комитет защиты ученых