От «морального перевооружения» к «инициативам перемен»

9 августа 2016
Стиль жизни

Возле  дивного швейцарского городка Монтрё, а вернее приблизительно на тысячу метров над ним находится деревня Ко. Считать это местечко деревней нужно условно.  Так оно именуется,  вероятно,   к удобству почтовой службы. Наряду с множеством шикарных зданий в ней  есть   старинный замок (Горный дом), приспособленный для одновременной жизни пусть  не в роскошных, но достаточно комфортных условиях  нескольких сотен человек.   Принадлежит он  всемирной организации, долгое время существовавшей под названием  «Моральное перевооружение» (Moral  ReArmament). Ежегодно сотни людей из разных мест, и из России в том числе, встречаются здесь и знакомятся с системой, призванной, по замыслу её создателей,  улучшить  социальный климат нашей планеты  путём  ненасильственного изменения человечества, начиная с самого себя. В основу достижения этих изменений положено принятие и утверждение новых отношений между людьми на принципах соблюдения  высших моральных ценностей и здравого смысла.    Основоположники и последователи учения о моральном перевооружении выделяют четыре нравственных абсолюта:  честность,  чистота,  самоотречение, любовь. Следовать им они и призывают каждого человека. Какой-то новизны в самих этих призывах нет. Они знакомы человечеству не одну тысячу лет. Проблема в том, как их воплотить в жизнь в тех условиях,  когда общество сумело убедить себя в невозможности честных отношений между людьми. Недаром в некоторых социальных группах руководствуются не нравственными нормами, а особым сводом  правил, именуемых  понятиями. Правым часто становится тот, на чьей стороне сила. Поэтому призывы – призывами, но помимо их,  в Ко разработаны специальные технологии (жизненные модели), с помощью которых пусть и не так массово, как хотелось бы,  но эти призывы осуществляются.    Ко на практике учит преодолению самых тяжёлых социальных конфликтов, в большом количестве существующих на земле. Даже кратковременное пребывание  в Горном доме помогает приобрести необходимый заряд чистоты и моральной уверенности в работе с группами лиц, втянутых в конфликтные отношения. Прежде всего это касается организации быта людей, находящихся в Ко, добросердечности отношений между ними. Здесь не бывает врагов, все  стараются избавиться от каких-либо обвинений в адрес друг друга. Здесь не существует чужой боли. Здесь никто ни на чём не настаивает, не ищет «крайнего», ничего не требует и уж, конечно, не прибегает к угрозам. Вместе с тем, каждому даётся право, проявляя терпение и уважение к собеседнику, выразить занимаемую позицию.

        Учение о моральном перевооружении возникло  в 1938 году,  уже наполненным   ощущением большой войны. Его основателем стал американский  лютеранский священник и философ Франк Бухман. Отсюда и другое название – бухманизм. Одобренный и поддержанный во многих странах, в  Советском Союзе бухманизм   воспринимался резко отрицательно, главным образом по той причине, что как религиозно-этическое учение он призывал к сотрудничеству людей труда и капитала.  Это никак не устраивало непримиримых борцов с капитализмом.  «Моральное перевооружение» в стране победившего социализма рассматривалось и оценивалось не иначе как одно из направлений буржуазной идеологии с вытекающими из этого выводами. 

      Советских идеологов в деятельности «Морального перевооружения» не устраивало также и то, что оно с момента своего возникновения активно занималось политикой примирения  различных социальных групп, враждебно настроенных друг к другу в силу тех или иных  исторических обстоятельств, призывало народы к взаимному  прощению.  В этой связи надо отметить, что Франк Бухман в своё время был удостоен высоких наград правительств Германии и Франции за выдающийся вклад в дело улучшения отношений  между двумя нациями. Признано, что проходившие в Ко конференции сыграли выдающуюся миротворческую роль в отношениях Японии с её южно-азиатскими соседями. Подобного же рода конференции помогли нескольким африканским государствам остановиться на мирных способах разрешения существовавших конфликтов с соседями. В 80-е годы в Ко появляются программы, призванные  улучшить  производственные взаимоотношения между теми, кто  работает  на крупных автомобильных и сталелитейных заводах. Благодаря этим программам удалось в значительной мере  сбалансировать интересы разных групп работников, занятых   на такого типа предприятиях, что позволило в большинстве случаев преодолеть кризисное развитие ситуации и снизить накал забастовочной активности.  Модели переговоров между предпринимателями и рабочими, разработанные в Ко, здесь же непосредственно были апробированы с участием заинтересованных сторон.  Можно отметить, что такое распространённое сегодня понятие как «анонимные алкоголики» родилось в рамках «Морального перевооружения».  Нашедшие впоследствии  широкое применение  принципы лечения лиц, страдающих алкогольной зависимостью, родились именно в Ко.  Прямого запрета на употребление алкоголя в Горном доме не существует, но из-за его отсутствия здесь никто не страдает. Не претендуя на какие-то сногсшибательные открытия, все хорошо понимают, что спирт и здоровый образ жизни, не совместимы. 

       К концу 80-х и в начальные 90-годы «Моральное перевооружение» обращается к  вопросам  восстановления (установления) демократии на постсоветском пространстве и в бывших государствах так называемой «социалистической демократии», освободившихся от  жёсткого политического прессинга со  стороны Москвы.   Граждане этих стран становятся главными участниками конференций и дискуссий, проводящихся в Ко. В этот период и мне дважды довелось побывать в Швейцарии и принять непосредственное участие в работе «Морального перевооружения», полностью окунувшись в атмосферу добросердечия и дружелюбия, явственно контрастировавшую с той, что царила тогда на родине, охваченной беспокойством и разногласиями.   

        Ко просыпается   рано.  В пять, в шесть. Время ценится. Бесцельного времяпровождения не наблюдается.    Практикуются коллективные  утренние пробежки. Среди бегунов, к своему удовольствию,  я обнаружил известных в прошлом спортсменов, даже  олимпийцев. Один из них  подарил мне спортивные  брюки, в которых тренировался олимпийский чемпион Мюнхена Валерий Борзов.  Следующее время до завтрака, длящееся обычно около двух часов, отводится на медитацию. Верующих, открыто молившихся и выполнявших религиозные ритуалы,  я не встречал. Но люди, собираясь в большом конференц-зале, сидят в полной тишине.  Сосредоточившись на чём-то своём, они кажутся отрешёнными от всего земного (возможно, и молятся про себя),   и в это время какое-либо общение друг с другом совсем не приветствуется. В Ко считают, что, когда человек сосредоточен, внимая тишине, то он подчиняется  голосу совести. Надо отметить, что открытых разговоров о Боге не ведётся, скорее всего, из соображений недопущения нежелательных споров.  Религии, сталкиваясь одна с другой, очень часто провоцируют раздоры.  Не поощряется и проведение проповедей в пользу той или иной религии, хотя священников, а они узнаваемы,  среди гостей Ко бывает много.   Но ведут они себя, руководствуясь  экуменическими принципами. Во всяком случае, не пытаются кого-то завлечь в лоно своего вероисповедания.   Отдавая приоритет христианским ценностям,  учение «Морального перевооружения» ничего общего не имеет с салонным христианством. Отношение к Богу подразумевает не какую-то постороннюю силу, а определённое чувство внутри самого себя.    Заметный след в работе «Морального перевооружения» оставил выдающийся российский философ Григорий Померанц.  Пока имелись силы и позволяло здоровье, этот могикан советского диссидентства, прошедший через Сталинградскую битву и сталинские лагеря, регулярно появлялся в Горном доме и выступал перед его обитателями с блестящими лекциями.   

            Активное общение гостей Ко начинается с завтрака. Фактически все приёмы пищи сопровождаются работой, обстоятельными разговорами, обменом мнениями. С этой целью состав столов постоянно меняется. Заранее объявляется тема разговора, и к этой теме подбираются собеседники. Такие застолья (с полным исключением алкоголя) длятся по два, а то и по три часа. Если какую-то тему не удаётся довести до желаемого результата, то она в расширенном составе обсуждается на специальных встречах, именуемых  «party». Вечера обычно посвящаются искусству. Среди приезжающих в Ко бывают известные актёры, музыканты, художники,  и они охотно делятся своим творчеством. Пение, танцы, театральные представления  служат прекрасным украшением жизни обитателей Горного дома. Предпочтение отдаётся классике.  Какая-то часть времени отводится знакомству с культурной и общественной жизнью Швейцарии. Устраиваются также персональные встречи с видными политиками и государственными деятелями различных стран, которые и сами принимают активное участие во всех делах, включая дежурства на кухне и другие бытовые заботы. Такое тесное сближение людей разного социального и культурного уровней развития помогает как нельзя лучше их сближению и взаимопониманию.      

       С приходом нового тысячелетия стало ясно, что слова «моральное перевооружение» больше не вызывают того отклика, что в 1938 году. В 2001 году президент «Ко фаундейшн» Корнелио Сомаруга (бывший президент Международного общества Красного Креста) и профессор Раджмохан  Ганди (внук Махатмы Ганди, учёный, писатель, бывший член Парламента Индии) оглашают для прессы новое имя организации – «Инициативы перемен» («Initiatives of Change»).

         Способы выражения идей «Инициатив перемен» и методы координации международной деятельности  обновляются в соответствии с требованиями времени, но основная философия движения остаётся всё той же: только перемены в личной жизни, в мотивации и отношении каждого человека к его окружению приводят к стойким и необратимым переменам во всём обществе. Не изменив себя индивидуально, мы не можем рассчитывать на коренные социальные изменения.  «Врач, исцелись сначала сам!»  Путь к гармонии и согласию начинается с признания собственных ошибок и недостатков, а не с поиска их в других. Не военное, а моральное перевооружение способно привести мир к благоденствию. Опираясь на многолетний опыт работы,  «Инициативы перемен» предоставляют широкому кругу людей, независимо от их религиозных и политических убеждений, культуры, социального положения, географической и государственной принадлежности,  профессии, возраста, пола и цвета кожи, возможность встречаться, слушать и слышать друг друга и тем самым становиться частью содружества, которое ставит своей целью улучшить мир.

       Изменив название, духовное движение в Ко сохранило свою суть. Главный его принцип – добровольное сотрудничество,  не знающее политических, религиозных, государственных ограничений.  И территория Горного дома – не единственное место, где движение осуществляет свою деятельность. Его отделения созданы и успешно работают в других странах.  В период так называемой горбачёвской перестройки «Моральное перевооружение» появилось и в Советском Союзе, набирало силы, сторонников, но не закрепилось.    Как это ни печально признавать, но в общественной и политической жизни России возобладали конфронтационные настроения, идущие вразрез с идеями нахождения общего языка при разрешении возникающих споров. Сегодня же таким гуманитарным организациям как «Инициатива перемен»  в стране вообще поставлены непреодолимые заслоны    в виде целого ряда изоляционистских законов. Известный закон «об иностранных агентах», конечно, в числе первых. Трудно себе даже представить, чтобы какая-то, основанная за рубежом организация, занималась бы мирным разрешением конфликта, возникшего в отношениях между братскими русским и украинским народами, вела бы диалоги на эту важную тему.     А ведь это так необходимо.  И вот уже даже  непримиримая и резкая  лётчица Надежда Савченко призывает обе стороны военного противоборства на востоке Украины признать каждой собственную вину и на основе этого признания и совместного рассмотрения правды о возникшей войне пресечь новые попытки разжечь военное пламя.  Требуется лишь  желание пойти навстречу друг другу.  Нужно  разрушить культ врага, который возобладал не только  не в  чуждой нам Украине, но в неменьшей степени проявляется и внутри России, взявшей курс на противопоставление себя  всему миру. Договорная культура перестаёт пользоваться признанием. Люди всё больше и больше входят во вкус обвинительной риторики и вытекающих из неё угроз в адрес друг друга. Санкции на санкции – это ещё не самый худший вариант. Скандалы становятся нашим хлебом насущным: ах, вы так, то мы вам вот так! Живём тревогами, злобой, подозрениями, невротическими страхами, конспирологическими выдумками, уверенностью в абсолютной эффективности насилия. Всякую пропагандистскую чушь принимаем за истину.  И это в то время, когда нужны диалоги и диалоги, в которых люди признают в первую очередь свои упущения,  свою вину, а не ищут врагов где-то на стороне. Получается так, что каждый «упёрто» и истерично настаивает на своей правде, подгоняя под неё своё видение происходящих событий.  Мы забываем, что правда проясняется лишь при обмене взглядами и мнениями. И лишь тогда на основе математического закона больших чисел различные случайные противоположно направленные факторы взаимно нейтрализуются и в результате мы получаем объективную картину того или иного явления. Но это возможно лишь при условии проведения мирных, взаимоуважительных диалогов и преодоления пропагандистских стереотипов.    Уроки «Морального перевооружения» и «Инициативы перемен» могли бы сыграть в этом деле огромную роль.

Владимир Рослов

экономика

В сегменте шин для велосипедов представлены новинки

Шинный комплекс KAMA TYRES, один из лидеров шинного рынка России, представил новинки в сегменте шин…

Общество

Стас Михайлов презентовал песню «Я знаю, ты горазда» на стихи Михаила Гуцериева

16 августа народным артистом России Стасом Михайловым была представлена новая песня «Я знаю, ты горазда»…

Общество

Интерактивные видео с Владом А4, Миланой Стар и другими блогерами на VK

Пользователям платформы «VK Видео» предоставили возможность стать активными участниками сюжета. После запуска интерактивного контента просмотр…