Опубликован отчет по итогам исследования фондов местных сообществ

Исследование проведено в рамках Программы развития местной филантропии, при финансовой поддержкеThe Global Fund for Community Foundations.

Большая часть ФМС в России относится к типу «rural fund». Это сельские фонды и фонды в удаленных, неиндустриальных территориях. Для таких территорий необходимы новые модели развития, прежде всего, направленные на повышение включенности жителей в решение местных проблем. В настоящее время в России действуют 70 ФМС, 19 из которых находятся в крупных городах и промышленных центрах. При этом 51 фонд (73%), работают в малых городах и в сельских территориях. Для сравнения в исследовании 2014 года были представлены данные о 45 ФМС, при этом 23 (51%) из них относятся к малым ФМС.

География ФМС довольно обширна: фонды работают в 29 субъектах РФ. Больше всего фондов сосредоточено в Приволжском округе и в Сибири. А самый отдаленный от Москвы расположен в Приморском крае в поселке Пластун с населением 4,5 тыс. человек.

В малых территориях фонды играют очень важную роль, являясь «драйверами» местной филантропии и социального развития территории. ФМС частично реализуют функцию местного самоуправления, работая в тесной связке с местными властями. Другим приоритетным направлением работы ФМС является развитие общественных пространств и центров взаимодействия жителей. Фонды помогают благоустраивать территорию, при этом их роль состоит в стимулировании общественной жизни, активности и творчества жителей, возрождают парки, создают летние сады, завершают долгострои значимых для поселка объектов, организуют ледовые катки и т.п. ФМС оказывают значительное влияние на развитие волонтерского движения в своих территориях, а волонтеры являются основным человеческим ресурсом для реализации программ фондов. Волонтерские акции и общественные мероприятия являются наиболее распространенными формами работы, их используют до 80% ФМС в малых территориях.

В связи с ограниченностью финансовых и других ресурсов в малых сообществах фонды используют креативные подходы для изменения качества жизни в своих сообществах, создают новые традиции и события, организуют общественные мероприятия и используют праздники как фандрайзинговые мероприятия. Одной из интересных творческих технологий является арт-фандрайзинг – организация благотворительных спектаклей и концертов, создание «событий» или восстановление утерянных традиций. С помощью таких мероприятий зарождаются новые традиции, повышается туристическая привлекательность территории, создается благоприятная атмосфера для жителей, которые начинают ощущать интерес к своей малой родине.

ФМС в малых сообществах стремятся привлекать ресурсы из разных источников. Основным источником финансирования являются коммерческие организации (76%), гранты некоммерческих организаций и частные пожертвования получают 57% исследованных ФМС, бюджетное финансирование – 38%, а государственные субсидии и гранты – 19%.

Лариса Васильевна Аврорина, руководитель программ Фонда «КАФ»: «В малых городах и сельских территориях ресурсы для развития очень ограничены. Вначале 2000-х в таких сообществах не было ни практики, ни специалистов, способных развивать новые подходы для решения местных проблем. Мы тогда рискнули проверить насколько модель фондов местных сообществ (ФМС) может быть применима к таким территориям. Для многих экспертов и коллег это казалось маловероятным, практически авантюрным предложением. Результат, который мы видим сейчас, значительный успех модели ФМС в малых территориях — это пример гражданской активности, личного участия инициативных неравнодушных людей в развитии своей территории, своего сообщества, своего поселка, города, деревни. Абсолютно все фонды считают основным своим ресурсов активных неравнодушных людей. Люди объединяются, находят ресурсы для улучшения своей территории – восстанавливают общественные места, инициируют новые традиции, участвуют в решении вопросов местного значения вместе с администрациями. И таких примеров в стране много, что, конечно, очень вдохновляет».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.